Рейтинг@Mail.ru
Эксперт: повышение Белоруссией пенсионного возраста является полумерой - РИА Новости, 28.03.2016
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Эксперт: повышение Белоруссией пенсионного возраста является полумерой

Читать ria.ru в
Дзен
Повышение пенсионного возраста, с одной стороны, является эффективной мерой, но, с другой стороны, если не реформировать экономику в целом, снова может появиться надобность его повышения, считает зампред Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц.

МИНСК, 28 мар — РИА Новости, Нина Гурина. Решение о постепенном повышении пенсионного возраста в Белоруссии на три года — половинчатое: с одной стороны, власти страны уже через пять лет могут столкнуться с необходимостью вновь его поднять, с другой стороны, реформа пенсионной системы должна быть многоплановой, и очень вероятным выглядит вариант запуска с 2017 года полноценного накопительного элемента, считает зампред Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц.

Пожилые люди. Архивное фото
В Белоруссии решили повысить пенсионный возраст на три года
Сейчас пенсионный возраст в республике установлен на уровне 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Правительство рассматривало три варианта его повышения различными темпами с 2017 года. Первый вариант предполагал выход на пенсию женщин в 60 лет, мужчин в 65, второй вариант — 60 лет и 63 года, третий — 58 лет и 63 года соответственно. Рассматривались и разные темпы постепенного повышения: по 6 месяцев в год, по 8 месяцев в год или сразу по году.

По итогам совещания у президента Белоруссии Александра Лукашенко, прошедшего на прошлой неделе, министр труда и социальной защиты населения Марианна Щеткина сообщила, что наиболее приемлемым вариантом признано постепенное повышение, с шагом по полгода, начиная с 1 января 2017 года, пенсионного возраста суммарно на три года — до 58 лет для женщин и 63 лет для мужчин. Вице-премьер Белоруссии Наталья Кочанова затем уточнила: принципиально решение принято.

"Нужно говорить в целом о половинчатом решении, но, как говорят, любая дорога начинается с первого шага", — заявил Гриц в понедельник РИА Новости.

Поздновато и недостоточно

Эксперт считает, что с решением о повышении пенсионного возраста Белоруссия "немножко запоздала". "Все-таки надо и больше увеличить, и раньше надо было", — сказал он.

Собеседник агентства привел данные, в соответствии с которыми в Белоруссии в 2015 году пенсионные выплаты составили порядка 9,8% ВВП. "В принципе, это соответствует общемировым показателям. Но тренд крайне негативный. Потому что к 2025 году эта цифра может превратиться аж в 20% ВВП, и это уже непосильная ноша с учетом определенных проблем в белорусской экономике", — считает он.

Другие страны при повышении пенсионного возраста "добавляли" по пять лет, в отличие от Белоруссии, которая пока остановилась на варианте "отсрочки" выхода на пенсию и для мужчин, и для женщин на три года, отметил эксперт, указав, что это решение не учитывает большей продолжительности жизни женщин (примерно на 10 лет). "Это (решение одинаково увеличить пенсионный возраст мужчинам и женщинам — ред.) больше на поводу у электората, чем дань тенденциям. Тут тоже вопрос есть", — сказал Гриц.

В то же время он заметил, что в Белоруссии предполагается повысить пенсионный возраст и для силовиков. "Тут заигрываний нет, да и логика подсказывает, что выход на пенсию мужчины в 45 лет — это слишком", — полагает собеседник агентства.

При этом он не исключил, что спустя несколько лент Белоруссия может быть вынуждена вновь вернуться к вопросу о повышении пенсионного возраста. Кстати, вице-премьер Кочанова, обосновывая приемлемость выбранного варианта реформы, обмолвилась, что при таком варианте "сохраняется маневр для дальнейшего повышения пенсионного возраста, если это будет необходимо".

"Расчеты чисто арифметические говорят, что (эффекта от повышения пенсионного возраста на три года — ред.) до 2020 года хватает. Думаю, что через пять лет необходимо будет повышать", — сказал Гриц. По его мнению, рациональным здесь является подход к проблеме пенсионного возраста некоторых европейских стран, которые "привязываются не просто к какому-то фиксированному возрасту (выхода на пенсию — ред.), а к средней продолжительности жизни населения".

Вместе с тем он признал, что повышение пенсионного возраста — непопулярная у населения мера, вследствие чего некоторые страны принимали решение о поднятии данной планки совсем медленными темпами, растягивая пятилетнее повышение на период в 15-20 лет. "Это очень трепетная тема", — подытожил эксперт.

Проблема глубже

Женщина набирает воду из колодца в Белоруссии. Архивное фото
Лукашенко: жители страны согласны на повышение пенсионного возраста
Однако реформирование пенсионной системы не должно сводиться только к повышению возраста выхода на пенсию, убежден он. Экономист отметил, что сегодня в стране действует распределительная пенсионная система (выплата пенсий по сути финансируется работающими гражданами), а накопительный элемент, возможность которого предусмотрена законодательством страны на добровольной основе, не получил широкого распространения. С другой стороны, продолжил он, есть проблема с эффективностью вложений государства в ряд промышленных проектов.

"Если мы так (неэффективно — ред.) будем распоряжаться пенсионными деньгами, то пенсионеры нас не поймут", — заявил Гриц, указав на актуальность этой проблемы не только для Белоруссии, но и для многих других стран. Он привел пример США, где из-за банкротств в высокодоходных секторах экономики, в которые вкладывались пенсионные накопления, с 2025 года "начинаются проблемы с выплатами вкладчикам-пенсионерам".

Между тем Гриц назвал заслуживающим внимания пример Польши, где пенсионный фонд формировался частично за счет средств от приватизации.

"Но это (механизм работы накопительной пенсионной системы — ред.) требует решения", — сказал эксперт. "Сразу возникает вопрос, что делать с деньгами. Если гарантированно обеспечить доход, а мы это уже проходили, это так называемые депозиты в банковской сфере, тоже получается пирамида. Вопросы есть, и серьезные. Пока говорить об эффективности государственных фондов не приходится. Они слишком маленькие, (доходы — ред.) не перекрывают инфляцию, исходя из зарубежного опыта. Причем тут работает критерий минимального риска (вложения средств — ред.). Плюс встает вопрос об ответственности", — продолжил он.

Однако несмотря на необходимость разрешить столько сложных вопросов, экономист ожидает, что в Белоруссии "скорее всего, смешанная пенсионная система (сочетает элементы распределительной и накопительной — ред.) и будет, начнется синхронно (с повышением пенсионного возраста — ред.) с 2017 года".

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала