МОСКВА, 24 мар — РИА Новости. Черты новой волны индустриализации — "индустриализации 4.0", о которой все больше говорят в мире, видны уже сегодня: появление "умных городов", интернета вещей, инноваций в медицине и здравоохранении; в этих условиях конкурентным преимуществом и основой стабильного развития России могут стать ее природные богатства, полагает управляющий партнер компании EY по России Александр Ивлев.
По его словам "индустриализация 4.0", которую уже сейчас называют новой технологической революцией, отличается от предыдущих тем, что ранее новшества
"Паровые машины вытесняли традиционные способы перемещения людей и товаров, создавали новые способы производства, страны соединяли и опутывали железнодорожные сети. Позже электричество в прямом смысле позволило осветить всю планету… Уже в 20 веке в нашу жизнь прочно вошел компьютер, изменив подход ко многим процессам" — пишет он в статье "Индустриализация 4.0": переворот в экономической мысли?".
Новая "революция", отмечает Ивлев, уже как минимум наполовину движется в цифровой плоскости. Современное поколение не нуждается в понимании физических процессов, принимая изменения уже в виртуальном пространстве. Однако, вопрос о том, повлечет ли она именно технологическую, индустриальную революцию или же трансформацию привычных цепочек поставок и традиционных производств, пока остается открытым, добавляет он.
РОЛЬ ДАННЫХ
Говоря о чертах новой "революции", Ивлев отмечает, что сегодня роль данных стремительно растет. Возрастает потребность в хранении и передаче больших объемов данных, что отражается как на развитии технических возможностей, так и на знакомых нам процессах.
Ивлев отмечает, что электронный документооборот, финансовые операции, заказ товаров и услуг — реформируют сложившуюся схему отношений между потребителем и производителем. "Уже в обозримом будущем вполне реальной представляется не покупка велосипеда в спортивном магазине, а его печать на 3D-принтере", — предполагает он.
"Тенденции таковы, что даже жители самых отсталых районов мира скорее будут обеспечены мобильной связью, чем остальной необходимой инфраструктурой. В Индии объявляют о планах охвата 250 тысяч деревень широкополосным доступом в Интернет к 2019 году. Для понимания масштабов стоит отметить, что, по результатам переписи 2010 года, во всей России таких населенных пунктов немногим больше 150 тысяч", — поясняет он.
Кроме того, во многих странах растет урбанизация, создавая спрос на современную инфраструктуру и технологии "умного города".
"Прежние представления о мегаполисах уходят в прошлое под влиянием новых реалий, таких как увеличение количества автомобилей, ускорение темпа жизни, ужесточение требований к качеству жизни и коммуникациям. Оплата парковок при помощи смартфона, каршеринг, роботизированный транспорт уже почти вошли в обиход. Любопытно, что наиболее передовые решения все чаще применяются на растущих рынках, где есть необходимость оперативно реагировать на революционные изменения", — пишет Ивлев.
ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ
Важной составляющей "Индустриализации 4.0", по мнению управляющего партнера EY, является так называемый Интернет вещей: речь идет о том, когда объекты и системы обладают сенсорами и вычислительной способностью, которая позволяет им взаимодействовать друг с другом.
"Для тех, кто будет на передовой внедрения концепции решений без прямого участия человека, станут доступны новые возможности бизнеса. Автоматизированные системы учета и анализа обеспечат потенциал для увеличения эффективности и прибыли, существенно улучшат уровень принимаемых решений. Также эти технологии во многом повлияют на профессии будущего, снижение издержек, безопасность и инфраструктуру", — отмечает он.
Сегодня в мире уже существуют признанные центры-лидеры, формирующие "Интернет вещей". Это как географические кластеры, так и инновационные компании. По словам Ивлева, есть лишь несколько способов угнаться за прогрессом. Во-первых, самим выступать активаторами нововведений, для чего необходимо поддерживать такие проекты, как наша российская НТИ (Национальная технологическая инициатива), фонд "Сколково".
"Во-вторых, принципиальное значение имеет умение быстро адаптироваться и абсорбировать изменения, для чего необходимы механизмы трансфера технологий и институты, которые отслеживали бы тенденции развития, как, например, ИРИ (Институт Развития Интернета)", — считает Ивлев.
ЧТО ДЕЛАТЬ РОССИИ?
Помимо всеобщей "цифровизации", прогрессом движет, в первую очередь, масштабирование достижений науки и техники. "Если раньше важнее всего было первыми покорить космос или создать ядерную бомбу, то сегодня ключевое значение имеет адаптация этих технологий. И сами технологии перестают быть эксклюзивной собственностью США, Германии, Великобритании и других традиционных центров", — поясняет Ивлев.
Еще одним важным глобальным фактором, влияющим на развитие технологий, служат инновации в энергетике и здравоохранении, обеспечении доступа к таким жизненно важным ресурсам, как вода и продукты питания. Для бизнеса и экономики это значит, что, скорее всего, разрыв между передовыми странами и теми, кто сделает выбор в пользу традиционных подходов, будет нарастать, полагает Ивлев.
"России необходимо использовать основные ресурсы — территорию, природные богатства и человеческий капитал. Если говорить о территории, в первую очередь речь идет о создании современной инфраструктуры, которая может быть интегрирована в глобальные цепочки будущего. Наши программы должны стать неотъемлемой частью таких трансконтинентальных проектов, как "Экономический пояс Шелкового пути" и "Морской Шелковый путь XXI века", — уверен Ивлев.
По его мнению, развитие инфраструктуры включает в себя не только строительство и модернизацию автомобильных и железных дорог, нефте- и газопроводов, но и полноценную интеграцию России в цифровые и коммуникационные сети.
"В России есть все, для того чтобы развивать многие виды промышленности: металлы, в том числе редкоземельные, передовые кадры, компании, которые обладают высокими технологиями, например, в военно-промышленном комплексе", — говорит Ивлев, добавляя, что непростая геополитическая ситуация может привести к ограничению доступа к технологиям и сокращению доли импорта, столь необходимого для дальнейшего развития.
По его мнению, правильный путь для России — стать независимой как от поставок материалов и комплектующих, так и от технологической поддержки. "Природные богатства в будущем могут стать основой стабильного развития и послужить конкурентным преимуществом России при условии трансфера ведущих технологий, создания высокоэффективных ориентированных на экспорт производств и цепочек поставок", — заключил Ивлев.