МОСКВА, 23 мар — РИА Новости. Бывшего лидера боснийских сербов Радована Караджича ждет обвинительное заключение Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ), считают российские эксперты, они не высокого мнения о справедливости принятых в Гааге решений.
Экс-президент Республики Сербской в Боснии и Герцеговине Караджич 13 лет скрывался от международного правосудия, но был задержан 21 июля 2008 года в Белграде. Суд над ним начался 26 октября 2009 года. В числе выдвинутых против него обвинений — преступления против человечности, нарушение законов и обычаев ведения войны и геноцид мусульман в Сребренице во время конфликта в Боснии и Герцеговине 1992-1995 годов. Приговор Караджичу будет оглашен 24 марта.
Демонстративное отношение
"Ожиданий никаких больших нет, хорошо известно, что из себя представляет гаагское правосудие. За всю историю 20-летнюю не было ни одного процесса, в котором были бы соблюдены права обвиняемого на справедливое разбирательство. Чем выше статус обвиняемого, тем меньше были соблюдены права", — сказал РИА Новости заведующий кафедрой конституционного и международного права Казанского университета управления Александр Мезяев.
Как сказал Мезяев, нарушения в ходе процесса над Караджичем носили демонстративный характер.
"Документы, которые прокуратура была обязана раскрыть до начала процесса, она раскрыла несколько дней назад, Караджич подал 108-й иск с требованием признать прокуратуру нарушителем его прав, судьи вынесли решение, что прокуратура нарушила права, но никаких последствий для процесса это не повлечет, кроме того, решено больше не принимать иски от Караджича. Это штрих к деятельности суда, который ярко отражает ход судебного процесса", — сказал эксперт.
Он отметил, что у сторон будет возможность обжаловать то или иное решение, но Караджича до вступления приговора в силу будут содержать в заключении, даже если оправдают.
"Судьи достаточно откровенно выразили свое отношение и к обвиняемому, и к свидетелям защиты и обвинения. Когда один из свидетелей прокуратуры прямо в зале суда заявил, что его практически похитила прокуратура, нарушив все законы, что его заставляют давать ложные показания в отношении Караджича, судьи откровенно говорили, что свидетель может заявлять, что угодно, но это не имеет никакого отношения к делу. Это показывает, что судьи не просто внутренне настроены против Караджича, но они это демонстрируют, и всегда находят возможность продемонстрировать свою предвзятость", — сказал Мезяев.
Пожизненный приговор
Со своей стороны руководитель Центра по изучению современного Балканского кризиса Института славяноведения РАН, академик Сербской Академии наук и искусств Елена Гуськова сказала РИА Новости, что МТБЮ не справедлив.
"Трибунал мы не сможем никогда назвать справедливым, он был создан специально для того, чтобы доказать виновность только одного народа во всем конфликте на Балканах в 90-е годы. Если это будет доказано, значит, можно оправдать действия НАТО по бомбардировкам Югославии в 1999 году без решения Совета Безопасности. Значит, они якобы справедливо наказывали виновных", — сказала Гуськова.
"Мы серьезно анализировали судебные процессы, которые шли в гаагском трибунале, о беспристрастности говорить невозможно, наоборот, подтасовывались факты, изменялись свидетельские показания, одни брались в расчет, другие не брались, очень много было подставных свидетелей", — отметила Гуськова.
Как заявила она, "говорить о какой-то справедливости не приходится".
"Скорее всего, чтобы доказать и оправдать свое существование гаагский трибунал осудит Радована Караджича пожизненно", — сказала эксперт.
"Задача ученых, политиков, и я считаю, главная задача России пересмотреть все дела, которые были в этом трибунале, доказать его несправедливость, и осудить судей, которые необъективно подходили в течение десятилетий к решению этих вопросов", — сказала Гуськова.
Босния и Герцеговина объявила о выходе из состава Югославии в 1992 году, после чего в республике началась война с участием боснийских мусульман (бошняков), сербов и хорватов, которая продолжалась до 1995 года. Точное число жертв официально не установлено, разные эксперты указывают на цифру свыше 100 тысяч человек.