Рейтинг@Mail.ru
Под влиянием моды: СМИ во время и после "холодной войны" - РИА Новости, 23.03.2016
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Под влиянием моды: СМИ во время и после "холодной войны"

Читать ria.ru в
После Второй мировой войны ситуацию в мире определял конфликт эпохи - конфронтация между СССР и США. Идеологическое противостояние превратилось в настоящую информационную войну. И, похоже, сегодня на Западе вспомнили риторику былых времен. Об этом в третьей главе спецпроекта Радио Sputnik.

После Второй мировой войны ситуацию в мире определял конфликт эпохи — конфронтация между СССР и США. Идеологическое противостояние превратилось в настоящую информационную войну. И, похоже, сегодня на Западе вспомнили риторику былых времен. Об этом в третьей главе спецпроекта Радио Sputnik "Как всегда — на передней линии фронта".

Предыдущие главы

Современные СМИ: объективность или "что-то еще">> 

Западные "борцы за свободу слова" против российских СМИ>> 

Автор Дарья Чередник 

Россия — одна из главных угроз безопасности США. Об этом уже несколько лет говорят и американский президент, и американские политики рангом пониже. Казалось бы, время таких заявлений ушло вместе с "холодной войной": избавившись от главного соперника в лице Советского Союза, Запад на какое-то время успокоился. Пока не понял, что на место СССР пришла Россия. И тогда на свет извлекли старые методички и вспомнили риторику былых времен — судя по тому, что сейчас происходит в западных СМИ, там выбрали именно этот путь.

Информационные войны: наследие "холодной войны" в современных СМИ
23 марта 2016, 14:46

После Второй мировой войны ситуацию в мире определял конфликт эпохи — конфронтация между СССР и США. Разработка ядерного арсенала и гонка вооружений с одной стороны усложняли ситуацию, с другой — силы противников были уравновешены, не позволяя ситуации перейти в "горячую" фазу. Зато идеологическое противостояние превратилось в настоящую информационную войну. Рассказывает преподаватель факультета журналистики РГГУ Андрей Светенко:

"Если говорить о периоде "холодной войны", то есть гонки вооружений, принципиального идеологического противостояния между социально-политическими системами — миром капитализма и миром социализма — то понятно, что роль и функции СМИ тогда выглядели несколько иначе. Они были не просто отражателем тех процессов, ситуаций и событий, которые происходили в мире, они формировали общественное мнение. Они были призваны продвигать в умы людей соответствующие идеи. И в этом заключалось, в том числе и то, что называлось идеологической борьбой".

Одним из самых востребованных методов информационной войны стали карикатуры и фельетоны. Совинформбюро перешло от строгих и сухих сводок с фронтов Великой Отечественной к более актуальным приемам. Но если Советский Союз делал ставку на высмеивание пороков капитализма, то США предпочитали выставлять Советы потенциальным агрессором, который мечтает с помощью оружия подавить демократию и свободу во всем мире. СССР изображали то красным айсбергом на пути американской лодки, то ножом, вонзающимся в Соединенные Штаты. В общем, главной угрозой оплоту демократии.

На всем протяжении "холодной войны" в американских СМИ были задействованы три основные доктрины: сдерживание, освобождение, свободный поток информации. При этом умело использовалось преимущество в скорости подачи новостей. Один из показательных примеров — новость о смерти Сталина. Рассказывает преподаватель факультета журналистики РГГУ Андрей Светенко:

"О смерти Сталина мир узнал на несколько часов раньше, чем граждане Советского Союза благодаря одному из немногочисленных американских корреспондентов, который был аккредитован в Москве. Ему позвонили какие-то непонятные люди, даже не назвавшиеся, и попросили подойти на угол главного телеграфа. К нему приблизился человек и шепнул: "Сталин умер". Он бросился передавать корреспонденцию на телеграф. Но сотрудница не просто не приняла у него телеграмму, а широким жестом швырнула ее ему в лицо. Тогда он заказал телефонный разговор с Америкой, который всякий раз прерывался, когда только речь заходила о Сталине. Пока на том конце провода не сообразили сказать: "Что, Сталин умер?". Он имел только долю секунды, чтобы ответить "да". Вот это само по себе очень показательный нюанс действенности СМИ в условиях ограничений".

С 1953 года ведением идеологической войны занималось Информационное агентство США. Оно было создано специально для пропаганды за рубежом и до 1999 года курировало "Голос Америки", "Радио Свободная Европа/Радио Свобода". Как утверждает сенатор-республиканец Джон Маккейн, именно работа этого агентства во многом и решила исход "холодной войны". Впрочем, и после ее окончания натиск не уменьшился, а скорее возрос. Под влиянием моды, которую задавали американские каналы и газеты, российские журналисты рекламировали западный образ жизни, упорно навязывая обществу потребительскую модель.

Неудивительно, что теперь, когда ситуация изменилась, и наши СМИ стали источником альтернативной информации (причем, довольно популярным источником), западные коллеги пришли в замешательство. Красивыми картинками и рассказами об "американской мечте" больше никого не привлечь. Поэтому приходится придумывать мифы о российской угрозе, искать дезинформацию там, где ее нет, обвинять нас в непрофессионализме — в общем, делать все, чтобы оправдать свое существование. Об этом — в следующих эпизодах спецпроекта радио Sputnik.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала