Рейтинг@Mail.ru
Религиозные праздники 23 марта - РИА Новости, 22.03.2016
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Календарь праздников - Религия и мировоззрение

Религиозные праздники 23 марта

Читать ria.ru в
23 марта православные верующие чтут память преподобной Анастасии Патрикии, а иудеи празднуют Пурим.

Преподобная Анастасия Патрикия

Константинопольская аристократка Анастасия Патрикия ("патрицианка") чуть было не стала Византийской императрицей — в 548 году Юстиниан Великий, овдовев, хотел жениться на ней.

В юности он полюбил лицедейку Феодору, которая выросла в болельщицкой корпорации при ипподроме. В то время лицедейство и проституция мало отличались, и о Феодоре ходили недобрые слухи. Естественно, такой брак вызвал протест императрицы Евфимии, однако Юстиниан не отступился: после кончины Евфимии в 523 году он издал указ о браке, позволявший, в частности, раскаявшейся лицедейке, бросившей свое прежнее занятие, вступать в законный брак даже с высокородными лицами. Таким образом свадьба состоялась. Жила императорская чета в любви, согласии и взаимной преданности, и Юстиниан любил и почитал Феодору до самой ее кончины, найдя в ней верную помощницу, к которой нередко прислушивался в государственных делах.

Но когда жена умерла, он решил, что славившаяся благочестием и добродетелью и тоже овдовевшая Анастасия сможет ее заменить. И та тайно бежала из столицы в далекий скит к старцу Даниилу, а тот, чтобы обезопасить стремившуюся к иночеству женщину от царских притязаний, велел ей надеть монашескую одежду, в которой пола не различить, стал называть Анастасием-евнухом и благословил поселиться в уединенной пещере.

Там в строгом затворе Анастасия прожила 28 лет. Хлеб и воду ей раз в неделю приносили из монастыря и оставляли у входа. Только почувствовав приближение смерти попросила она старца Даниила прийти, и тот успел исповедовать ее и причастить. По преданию, только переодевая подвижницу перед погребением послушник старца обнаружил, что это женщина, и старец рассказал ему ее историю.

В 1200 году мощи преподобной Анастасии были перенесены в Константинополь и положены в храме Святой Софии.

Пурим

Этот еврейский праздник установлен, согласно библейской книге Есфири (Мегилат Эстер), в память спасения евреев, проживавших на территории Персидской империи от истребления их Аманом, любимцем персидского царя Артаксеркса, или Ахашвероша (Ксеркса I).

Это были те евреи, которые не стали возвращаться на историческую родину из Вавилонского плена — когда персидский царь Кир, завоевав Вавилон, разрешил евреям вернуться, лишь 42 тысячи из них откликнулись на его призыв, тем более, что и при Кире, и при его наследниках персидская власть отличалась веротерпимостью.

В 486 году до н.э. царем стал Ксеркс, которого греки назвали Артаксерксом, а евреи — Ахашверошем. Могущество его не знало границ: в состав его империи входили Индия, Малая Азия, Фракия, Македония, Вавилония, Сирия, Страна Израиля, Египет и часть Аравийского полуострова.

Главная героиня книги Есфирь (Эстер) была родственницей и воспитанницей еврея Мордехая, жившего в столице империи Сузах (Шушан) и однажды спасшего жизнь Артаксерксу (Ахашверошу). И когда перед царем встала проблема выбора жены, он остановился на Есфири.

Один из придворных, Аман, был крайне раздражен таким возвышением Мордехая и, сплетя сеть интриг, добился согласия царя на уничтожение всего еврейского народа. А Мордехай, узнав об этом, потребовал от Есфири, чтобы та заступилась перед царем за свой народ, и она, вопреки строгому придворному этикету, явилась к Артаксерксу без приглашения и зазвала его на приготовленный ею пир, во время которого и упросила защитить евреев.

Узнав подоплеку интриг Амана, царь приказал повесить его на той виселице, которую тот приготовил для Мордехая, а вместо изданного ранее указа об истреблении евреев разослал указ, даровавший им право защищаться. И евреи, с оружием в руках защищая свою жизнь, уничтожили множество персов.

В память об этом и был установлен праздник Пурим (от слова "пур", что означает "жребий", который Аман бросал жребий, чтобы назначить месяц истребления евреев).

Согласно библейской книге Есфири, евреи уничтожали своих врагов 12 и 13 адара, а 14 адара праздновали свою победу и избавление (в столице избиение врагов продолжалось еще один день, а празднование победы состоялось там 15 адара).

В Торе нет никаких специальных предписаний для Пурима, говорится только о ежегодном праздновании евреями 14 и 15 адара и предписывается, "чтобы их сделали днями торжества и веселья, посылая подарки друг другу и подаяние бедным".

А начинается праздник утром 13-го Адара с Таанит Эстер (поста Есфири) —  в память о том, как евреи Персии постились и молились о спасении и победе в битве с врагами, и в напоминание, что Бог слышит их молитвы в трудные времена.

Главная часть празднования — публичное чтение Мегилат Эстер (книги Есфири) по свитку во время вечерней и утренней молитвы в синагоге. Причем, при произнесении чтецом имени Амана присутствующие поднимают шум, топаньем ног, свистом и специальными трещотками выражая ненависть и презрение к памяти злодея. Обычно шуметь трещотками поручают детям.

Кроме чтения Мегилат Эстер непременными атрибутами Пурима должны быть праздничный пир, "мишлоах манот" (буквально — "посылка яств") и "подарки бедным".

В отличие от Хануки, увековечивающей спасение народа Израиля от духовного уничтожения, Пурим символизирует борьбу за его физическое выживание, поэтому празднование как бы заявляет на весь свет: вот, мы живем, едим, пьем и веселимся! А "мишлоах манот" (обмен яствами с друзьями и близкими) и "подарки бедным" доказывают, что неотъемлемая часть этой жизни — забота о ближних.

С глубокой древности вошло в обычай организовывать сбор средств для нуждающихся, чтобы у них было все необходимое для Пурима, и возник обычай печь на Пурим сладкие треугольные пирожки с начинкой из мака или варенья, которые почему-то получили название "уши Амана".

На протяжении веков сложился чрезвычайно богатый фольклор, связанный с этим праздником. Пурим — это карнавал. В современном Израиле в Пурим проводятся даже карнавальные шествия. Особый жанр этого праздника — Пуримшпиль (на идишe "пуримское представление"), исполняемый одним или несколькими актерами во время праздничной трапезы. Первоначально они были просты и коротки, однако уже в начале XVIII века постепенно превратились в драматические постановки с многочисленными ролями, музыкальным сопровождением и текстом в несколько тысяч рифмованных строк.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала