Рейтинг@Mail.ru
Религиозные праздники 20 марта - РИА Новости, 19.03.2016
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Календарь праздников - Религия и мировоззрение

Религиозные праздники 20 марта

Читать ria.ru в
Дзен
20 марта православные верующие празднуют Торжество православия, а католики - Пальмовое воскресенье – Вход Господень в Иерусалим.

Торжество Православия

Этот праздник, отмечаемый в православных церквях в первое воскресенье Великого поста, был установлен в 843 году в честь окончательной победы над ересью иконоборчества (иконоборцы считали священные изображения идолами, а почитание икон — идолопоклонством), осужденного еще на VII Вселенском соборе (в 787 году).

Императрица-регентша Феодора созвала в Крнстантинополе собор, провозгласивший необходимость восстановления почитания икон, подтвердивший законность постановлений семи Вселенских соборов и анафематствовавший иконоборчество.

К XI веку сложился особый чин Торжества Православия, который к XIV веку был дополнен текстами, излагающими православные догматы, провозглашающими торжество церкви над всеми существовавшими ересями и расколами и вечную память подвижникам благочестия и защитникам веры. Особое место в службе занял чин анафематствования тех, кто тяжко погрешил против православия.

"Анафема" — слово греческое, восходит к глаголу "анатифими", означающему "возлагать, предавать кому-либо что-либо". В церковном значении анафема — то, что предано на окончательный суд Божий и о чем (или о ком) церковь уже не имеет ни своего попечения, ни своей молитвы. Объявляя кому-то анафему, она тем самым открыто свидетельствует: данный человек, пусть даже и именует себя христианином, таков, что своим мировоззрением и поступками сам удостоверил — к Церкви Христовой он не имеет никакого отношения. По сути дела, церковь лишь свидетельствует о том, о чем виновный, со своей стороны, давно сам знал: его мироощущение, позиции и взгляды с церковными никак не совпадают, никак не соотносятся.

Еще апостол Павел писал: "Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема". (Гал. 1:9)

Впрочем, предание анафеме не является бесповоротным: после покаяния анафема может быть снята. Иногда даже после смерти, как была снята в 1929 году (и это решение было утверждено в 1971 году) анафема со старообрядцев.

В России чин Торжества Православия был введен в XI веке прподбным Феодосием Киево-Печерским и неоднократно изменялся — рукописные списки в разных местах отличались друг от друга. Первое печатное издание появилось в Малороссии (тогда Речи Посполитой) в 1627 году, а в Москве — в 1656 году при патриархе Никоне. К XVIII веке нем было 20 анафемствований и до 4 000 имен людей, объявленных еретиками. В версии 1767 года списки тех, кому возглашались "вечная память" или "анафема" сильно сократились.

Чин ежегодно совершался в кафедральных соборах на середине храма перед иконами Спасителя и Богородицы. В 1801 году его снова сократили, оставив перечисление ересей без упоминания имен еритиков, а из преступников оставили лишь Григория Отрепьева и Ивана Мазепу. А в 1869 году и их убрали — к 1917 году чин Православия включал в себя двенадцать общих анафем без указания конкретных имен.

Однако смысл праздника православные богословы понимают гораздо шире, чем просто воспоминание о некоем, пусть и судьбоносном для церкви, историческом событии. Митрополит Сурожский Антоний (Блум) так писал о нем:

"Мы празднуем сегодня день Торжества Православия; но мы должны помнить, что мы празднуем Божию победу, победу истины, победу Христову над всеми слабостями человеческого уразумения. Это не торжество нас, православных, над другими вероисповеданиями и другими людьми; это победа Божия над нами и, через нас, сколько ни есть в нас света, над другими".

Пальмовое воскресенье — Вход Господень в Иерусалим

Вход Господень в Иерусалим описан всеми четырьмя евангелистами, о нем повествуют и Матфей (в 21-й главе своего Евангелия), и Марк (в 11-й главе), и Лука (в 19-й главе), и Иоанн (в 12-й главе).

По старинному еврейскому обычаю цари и победители въезжали в Иерусалим на конях или ослах, а народ встречал их с приветствиями и пальмовыми ветвями в руках. Таким же образом въехал в Иерусалим Иисус Христос. Евреи решили, что чудотворец, накормивший пять тысяч людей и умеющий воскрешать людей, и есть тот самый вождь, который сможет привести свой народ к политической независимости. Народ признал в Иисусе нового царя и спасителя, поэтому при въезде в Иерусалим его встречали и чествовали тысячи людей. В знак почтения народ стелил на пути Христа свою одежду и пальмовые ветви.

Традиция отмечать победителей пальмовой ветвью существует со времен Древней Греции: греки посылали гонца с пальмовой ветвью для извещения о победе. К I веку нашей эры пальмовыми ветвями приветствовали любого более или менее популярного человека. Римляне украшали пальмовыми ветвями надгробия героев в знак памяти об их победах в Северной Африке. А христиане приняли пальмовую ветвь как символ победы Христа над смертью.

Чем больше распространялось христианство, тем больше людей стремилось в Святую Землю, на место распятия и воскресения Иисуса Христа. Само слово "паломник" (производное от лат. palma — "пальма") означает "носитель пальмы", тот, кто прошел с крестным ходом в Пальмовое воскресенье из Виффагии в Иерусалим с пальмовой ветвью в руке.

В Ватикане на Пасху папа римский проводит обряд освящения пальмовых ветвей. В северных странах вместо пальмовых в этот праздник чаще всего используют ветви вербы. Перед началом службы традиционно вокруг храма или в самом храме проходит торжественное шествие, участники которого держат в руках ветви — в южных странах пальмовые, в северных  вербные — и зажженные свечи, символически представляет собой людей, вышедших навстречу Спасителю во время его входа в Иерусалим

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала