КИЕВ, 18 мар – РИА Новости. Конституционный суд (КС) Украины в пятницу обнародует свое решение по срокам внесения изменений в Конституцию. От вердикта суда будет зависеть, когда Верховная рада сможет проголосовать за изменения в Основной закон страны в части децентрализации, который, в частности, предусматривают временные особенности самоуправления на неподконтрольном Киеву Донбассе.
Инициаторами обращения в КС выступила группа депутатов, которая 20 января попросила суд дать официальное разъяснение положений Конституции Украины, которые определяют сроки рассмотрения парламентом законопроектов о внесении изменений в Конституцию. По украинскому Основному закону, изменения в Конституцию принимаются Радой в два этапа: в первом чтении — 226 голосами, во втором — на следующей очередной парламентской сессии — конституционным большинством в 300 голосов.
Депутаты попросили КС разъяснить, что означает фраза в Конституции: "на следующей очередной сессии Рады", какая именно сессия имеется в виду – исключительно следующая по очереди или любая последующая.
Резонансное дело
Интерес к данному делу в первую очередь связан с тем, что от него зависит урегулирование военного конфликта в Донбассе. Украина в соответствии с минскими соглашениями должна провести децентрализацию власти в стране с учетом особенностей местного самоуправления в Донбассе. Для этого Киев в 2015 году принял в первом чтении изменения в конституцию в части децентрализации. Тем не менее, предложенный Киевом вариант изменений не устраивает самопровозглашенные ДНР и ЛНР, которые требуют, чтобы изменения были согласованы с ними.
По существующей процедуре, парламент должен был принять изменения во втором чтении до конца третьей сессии нынешнего созыва, после подписания принятого документа президентом закон вступил бы в силу. Однако третья сессия Рады закрылась 2 февраля, а изменения в Конституцию во втором чтении так и не были приняты.
Не поставив на голосование во втором чтении данный законопроект в отведенный Конституцией срок, Рада создала прецедент. Сейчас дальнейшая судьба законопроекта непонятна. Украинское законодательство не определяет, как следует поступать с законопроектом о внесении изменений в Конституцию, если его приняли в первом чтении, но пропустили сроки рассмотрения во втором чтении.
Конституция только определяет, что если законопроект о внесении изменений в Основной закон "рассматривался и не был принят", то он может быть повторно подан в Раду не ранее чем через год со дня принятия решения по этому законопроекту. Но голосование по законопроекту о децентрализации провалено не было, поэтому непонятно, применяется ли это правило в данном случае.
КС внесет ясность
Дальнейшая судьба конституционных изменений зависит от КС. Если суд трактует положения Конституции так, что изменения в Основной закон во втором чтении могут приниматься на любой последующей сессии Рады, то парламент все-таки сможет вернуться к рассмотрению во втором чтении законопроекта по децентрализации уже на текущей сессии. Однако этот вопрос может быть отложен "в долгий ящик", поскольку в таком случае будут отсутствовать любые временные рамки принятия такого решения.
Если же в вердикте КС положения Конституции будут трактованы так, что изменения в Основной закон во втором чтении принимаются на следующей по очереди сессии парламента, ситуация зайдет в правовой тупик. Это будет значить, что сроки принятия во втором чтении законопроекта пропущены, и станет неясно, как следует поступить с этим законопроектом – вернуться к нему через какое-то время, или начать процедуру принятия изменений заново. Для выхода из такой ситуации, скорее всего, понадобится еще одно обращение в КС за официальными разъяснениями.