Валерий Спиридонов, для РИА Новости
С тех пор, как работа доктора Канаверо с моим участием привлекла столь пристальное внимание, в силу своей открытости и контактности мне удалось установить связь с лучшими умами современности в области медицины. Значительную часть из них составляют наши, российские ученые, имеющие за плечами знания, сформированные на базе трансплантологии за период более чем в сто лет.
Сегодня, в соавторстве с Сергеем Васильевичем Колесовым — заведующим отделением, доктором медицинских наук, профессором ЦИТО имени Приорова в Москве, я познакомлю читателей с одной из востребованных экспериментальных методик, которые вызывают интерес в связи с до сих пор окончательно не решенным вопросом восстановления спинного мозга.
Связывая нервные волокна
Проблема регенерации спинного мозга при его повреждении и дефектах сегодня является одной из наиболее актуальных и требующих комплексного решения. Повреждения спинного мозга, чаще всего вызванные травмами позвоночника, приводят к тяжёлой инвалидизации людей, частичной или полной утрате трудоспособности, а зачастую даже способности к самообслуживанию.
С появлением нанотехнологий в последние годы появились новые надежды получить ожидаемый результат.
Ученые московского Центрального научно-исследовательского института травматологии и ортопедии им. Приорова уже 15 лет пытаются найти ключ к восстановлению функций поврежденного спинного мозга. В 2013 году на базе ЦИТО была сформирована специальная научная группа из целого ряда специалистов, главная задача которой заключается в изучении проблем регенерации, в том числе и нервной ткани.
Российские ученые проводят опыты на лабораторных животных и на культурах тканей с использованием магнитных наночастиц.
Магнитные наночастицы обладают уникальными свойствами: они особым образом взаимодействуют с магнитными полями, не причиняют вреда организму и не вызывают раздражения, и их размеры можно легко менять, приспосабливая их для решения разных задач.
Если такие частицы ввести в организм и поместить пациента или подопытное животное в магнитное поле, то они будут способствовать сращиванию поврежденных нервных окончаний — аксонов, что потенциально может привести к восстановлению связей между "половинками" спинного мозга.
Подобный подход уникален для нас — похожие наночастицы используются по всему миру для совсем других целей: "точечной" доставки лекарств и "подсветки" тканей при рентгене и прочих диагностических процедурах.
Магнитные наночудеса
Серия экспериментов на крысах, проведенная в ЦИТО, показала, что магнитные наночастицы действительно способствуют заживлению травм позвоночника и спинного мозга.
В частности, крысы с частично поврежденным спинным мозгом, в организм которых вводились наночастицы, через несколько недель начали восстанавливать свою подвижность, тогда как их сородичи из контрольной группы оставались частично парализованными на протяжении всего эксперимента.
Помимо экспериментов на животных, специалисты ЦИТО проводят опыты и на образцах нервной ткани, выращиваемых в пробирке из клеток эмбрионов крыс. Подобные опыты помогут нам понять, что именно происходит на клеточном и молекулярном уровне во время восстановления связей между нейронами, а также понять, как наночастицы заставляют их аксоны "расти" в правильном направлении.
Эти научные поиски уже дали плоды — нам удалось найти способы "приклеивания" наночастиц к поверхности нейронов и научиться вводить их внутрь нервных клеток. Подобные приемы позволяют манипулировать положением и работой ряда внутренних компонентов нейронов, что в теории позволит медикам управлять тем, куда и как будут расти отростки аксонов, используя магнитные поля.
Все это, как надеются ученые ЦИТО, поможет нам в ближайшее время дать надежду парализованным пациентам, обречённым на страдания, вернуться к полноценной жизни.
Магнитные наночастицы не мешают работе других биомедицинских технологий, и они, вероятно, позволят решить фундаментальную проблему установления связей между "половинками" центральной нервной системы при пересадке головы, которая сегодня широко обсуждается в научно-медицинском сообществе.