МОСКВА, 16 мар — РИА Новости. Катастрофа президентского Ту-154 под Смоленском в 2010 году привела к радикальной смене курса польской внешней политики, заявил в эфире телеканала TVN глава МИД Польши Витольд Ващиковский.
Таким образом он прокомментировал высказывания министра обороны Польши о смоленской катастрофе. На прошлой неделе глава Минобороны Польши Антони Мачеревич, выступая перед студентами в Торуни с речью, заявил, что Польша стала "первой жертвой современного терроризма", имея в виду смоленскую авиакатастрофу. Представители польской оппозиции подвергли критике эти высказывания министра. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал заявления Мачеревича голословными и не имеющими ничего общего с реальностью.
"Результаты смоленской катастрофы привели к радикальной смене курса польской внешней политики", — сказал Ващиковский.
"Следствие не завершено в Польше и в России. Отчет комиссии МАК неправдивый", — сказал он.
Отвечая на вопрос о том, кто мог хотеть устранения польской власти, министр отметил, что этот вопрос надо выяснить, а это можно сделать только при сотрудничестве с РФ.
Десятого апреля 2010 года под Смоленском потерпел крушение самолет Ту-154 президента Польши Леха Качиньского. На борту самолета находились 96 человек — 88 пассажиров и восемь членов экипажа, летевших на траурные мероприятия в Катыни. В авиакатастрофе погибли все. Межгосударственный авиационный комитет в 2011 году обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами — недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа. Как отмечала ранее прокуратура Польши, непосредственной причиной катастрофы самолета Качиньского стали ошибки в действиях экипажа лайнера.
Мачеревич 4 февраля 2016 года официально объявил о возобновлении работы комиссии по расследованию авиационных происшествий, состав комиссии расширился на 18 экспертов. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила позже, что это решение Варшавы является суверенным правом Польши, но с точки зрения России причины крушения выяснены. Захарова отметила, что российская сторона сразу после катастрофы пошла на "беспрецедентные меры открытости".