Михаил Демурин, для МИА "Россия сегодня"
Сегодня по улицам Риги вновь шествуют эсэсовцы — те, кто прошёл Вторую мировую войну в Латышском легионе СС, то есть частях, названных в заключении Международного Нюрнбергского трибунала преступными. Много национальных знамён, много "патриотических" выкриков.
Рядом с эсэсовцами — восхищённая их "жертвенным подвигом" молодёжь, многие представители современной латышской элиты. Люди, действительно радеющие за своею страну и её доброе имя, латвийские антифашисты, оттеснены полицией на обочину, находятся под жёстким контролем.
Я специально не сопроводил слово "эсэсовцы" определением "бывшие". Долгие годы изучения феномена латышского коллаборационизма убедили меня в том, что речь в данном случае идёт не о должностях и званиях, в которых кто-то служил Гитлеру, а о состоянии духа, с которым они это делали. По этой же причине я не разделяю старых и молодых участников подобных шествий, будь-то в Латвии, в Эстонии или где бы то ни было ещё.
16 марта 1944 года у населённого пункта Новосокольники в Калининской области РСФСР (в настоящее время этот район относится к Псковской области России) состоялся первый бой латышских эсэсовских частей с наступавшими частями Красной армии. Это важная отправная точка в понимании смысла этой даты. Бой был не на территории Латвии, то есть заявлять, что эсэсовцы обороняли "свою землю" от "оккупантов" — явная натяжка. В то же время элемент защиты в мотивации коллаборационистов присутствовал: они панически боялись возмездия за те преступления, которые совершили.
И о начавшемся уже летом 1941 года без особого побуждения со стороны гитлеровцев уничтожении евреев в маленьких городках, примером которого может служить трагедия еврейской общины в городе Бауска.
И о расстреле жён и детей комсостава и медработников Красной армии в захваченной гитлеровцами Лиепае. И о десятках тысяч евреев, забитых до смерти, сожженных, расстрелянных в Риге и её окрестностях.
И о лагере "Саласпилс", который теперь приближенные к власти латвийские историки именуют по нацистской традиции "воспитательно-трудовым лагерем", причём без всяких кавычек.
И об участии в уничтожении советских военнопленных.
И о расправах над мирным населением в ходе карательных акций на территории РСФСР и Белорусской ССР.
И о многом другом.
Все ли из тех, кто служил в легионе, были военными преступниками? Не все, особенно из числа тех, кого лихорадочно призывали в легион весной-летом 1944 года. Участвовали ли они в боях с Красной армией? Да, участвовали. Но это не мешало многим из них участвовать и в карательных акциях.
Отмежевались ли сами легионеры и их сегодняшние симпатизанты от этих преступлений, осудили ли их? Нет, не осудили. Более того, в 1998 году сейм Латвии принял заявление "О латышских легионерах во Второй мировой войне", лживо искажающее историческую правду об этом эсэсовском соединении.
Народа, к которому, это важно добавить, принадлежали и те латыши, которые в рядах 130-го Ордена Суворова Латышского стрелкового корпуса и других частей Красной армии сражались с нацистами и их пособниками. Именно они спасли честь латышского народа на этом тяжёлом для него историческом переломе.
Одно из оправданий латышских эсэсовцев перед общественным мнением на Западе сводится к тому, что они, мол, воевали "не за Гитлера", не со всей антигитлеровской коалицией, а "только с Россией, с коммунистами". Ответ на вопрос о том, насколько адекватна такая трактовка, содержится в статьях 53 и 107 Устава ООН, в которых дано чёткое определение того, кто рассматривается создателями этой международной организации в качестве врага.
Заявляется также, что латышские эсэсовцы "воевали за независимость своей страны". Это ещё большая чушь. Никакой независимой Латвии под германским сапогом не было и быть не могло. Была только территория рейхскомиссариата "Остланд" и некое "самоуправление".
Вот что на рижском судебном процессе сказал по поводу прибалтийских коллаборационистов руководитель СС и полиции "Остланда", обергруппенфюрер СС Еккельн: "Все они были большими друзьями немцев. Эти люди имели только наши немецкие интересы и нисколько не думали о судьбе своих народов.
Это были всего-навсего немецкие марионетки… Они считали, что если даже Германия и проиграет войну, то всё равно будет очень хорошо, если они и немцы ликвидируют советских патриотов и особенно коммунистов. А без патриотов и коммунистов им будет гораздо легче запродать свои народы другим сильным державам".
Итак, о независимости речи тогда не шло. Не идёт о ней речь и сейчас, когда желание "запродать свой народ другим сильным державам" реализовалось, хотя и в других исторических декорациях. Но один этот "успех", уверен, не объясняет всего того упорства, с которым в Латвии отмечается день латышского легионера СС, не объясняет неизбывной ностальгии по гитлеровским временам.
В чём причина этой ностальгии, а также возрастающей ненависти к СССР и России, захватывающих умы молодых латышей?
Их причина, на мой взгляд, вот в чём: хотя при нацистском режиме возможности создания своего государства не было, но в той жизни, с Гитлером, пусть и в качестве прихвостней при нём, была возможность в соответствии с той же нацистской классификацией ощущать себя на ступеньку-две выше других, особенно евреев и русских. А в Советском Союзе они могли быть лишь равными со всеми другими народами. Ну как тут не пожалеть о несбывшихся мечтах?
В конце 1980-х в Латвии и Эстонии вспомнили об этом особом отношении к ним со стороны главного западноевропейского нациста и нацелились на новую миссию марионеток Запада.
Поэтому 16 марта в Латвии чествуют не неких "ветеранов" и не своё право на "историческую память". Там чествуют "право" и сегодня помечтать о проведении в отношении России и русских той же политики, которую в 1941 — 1945 годах, после попытки Запада "умиротворить Гитлера" за счёт земель и людей на Востоке, проводила в отношении неё нацистская верхушка, в услужении которой находилась и часть латышей.
И именно поэтому современные европейцы и американцы снисходительно относятся к этому "особому дню" в Латвии. Достаточно сказать, что и в латвийской, и в эстонской армиях (то есть армиях НАТО) воспитательная работа не обходится без активистов организаций, прославляющих местных эсэсовцев. Именно поэтому на Западе склонны воспринимать и подавать эту календарную отметину как нечто, требующее защиты от нападок "русских империалистов".
Логику "памятного дня" 16 марта нам начали демонстрировать в 1990-е. Тогда в Латвию вернулось немало потомков тех, кто бежал из неё в 1944 — 1945 годах.
С 2004 года, после приёма прибалтов в НАТО и ЕС, их логика превосходства в силу принадлежности к "могущественному Западу" и одновременно логика его марионетки и агрессивного форпоста в ведении дел с Россией стала проявляться тем более очевидно. Сегодня она активно наполняется конкретными военными приготовлениями уже на наших новых, отодвинутых в 1991 году границах.
Эту логику словами не перебить. А перебить надо.