Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Вывод основной части российских войск с авиабазы Хмеймим не является внезапным или случайным. Он объясняется принципиальным переломом в борьбе с ИГ в Сирии, достижением поставленных перед ВКС РФ целей, перемирием с оппозицией, началом мирных межсирийских переговоров в Женеве. То есть вывод войск — плановый и для специалистов вполне закономерный.
Кроме того, Москва выполнит все ранее взятые обязательства по поставкам сирийскому правительству вооружения и военной техники, обучению военных специалистов. Продолжит работу и созданный Россией координационный центр по примирению.
Что сделано
По просьбе официального Дамаска Россия осенью минувшего года в кратчайшие сроки создала в Сирии небольшую по численности, но весьма эффективную войсковую группировку разнородных сил и средств, а также мощную систему противовоздушной обороны, включая комплексы С‑400. В Сирии Россия впервые в XXI веке эффективно применила в боевых действиях Дальнюю стратегическую ракетоносную авиацию. Силы ВМФ применяли самое современное ракетное оружие из двух акваторий — Средиземного и Каспийского морей.
За пять с половиной месяцев совершено более девяти тысяч вылетов, впервые осуществлены массированные удары рассредоточенным оружием на дальности свыше 1500 км ракетами воздушного и морского базирования. Авиация ВКС уничтожила более 2000 террористов.
При участии группировки ВКС России сирийским войскам и удалось освободить 400 населенных пунктов, перехватить инициативу на всех направлениях, создать предпосылки для мирного урегулирования. Российские военные успехи предопределили начало прекращения огня между отрядами оппозиции и правительственными войсками. Кроме того, на фоне взаимодействия в Сирии Иран и Россия укрепили военно-техническое сотрудничество.
В отличие от США и НАТО, Россия присутствовала в Сирии легитимно, проводила операцию по просьбе законного президента Башара Асада. То есть Москва не занималась форматированием существующего государства САР по каким-то надуманным стандартам, и в этом коренное отличие боевого применения войск и сил Россией и теми же США. Россия не разрушала, а защищала.
"Второго Афгана" не получилось и с точки зрения потерь личного состава, которых и вовсе не было бы, если бы не подлый шаг Турции, решившей продемонстрировать свою силу совсем не там, где это стоило делать, и сбившей российский Су-24. В остальном же операция ВКС лишь продемонстрировала дисциплину и организованность российской армии — ни единого крупного ЧП за все время, при том что поводы придраться выискивали с увеличительным стеклом.
Как итог кампании — Сирия, которую летом прошлого года уже практически похоронили, по-прежнему остается суверенным государством, имеющим те же права, что и другие страны-члены ООН. И сегодня даже противники Башара Асада признают, что реальной альтернативы ему пока нет, то есть фактически соглашаются с тем, о чем Россия твердила с самого начала.
Лидерство во всём
Немаловажный аспект — операция ВКС России в Сирии помогла продемонстрировать в жестких условиях ближневосточной реальности возможности российского оружия и техники. Этот опыт дал российским производителям авиатехники и ракетного вооружения бесценную информацию, которая наверняка будет учитываться в дальнейших разработках.
И в очередной раз Россия опередила США в понимании тонкости ближневосточной политики, точности стратегического прогнозирования, дозированности внешнеполитических коррекций. Заметим, когда ВКС РФ начали операцию в Сирии, сообщалось, что она продлится до четырех месяцев.
И плановое время превышено незначительно. Теперь пришла пора самим сирийцам доурегулировать внутриполитические проблемы. Подождем итогов полноформатных межсирийских переговоров в Женеве.
И последнее. При необходимости Россия может в любой момент вновь нарастить свою группировку ВКС в Сирии, нового решения Совета Федерации для этого не потребуется.