Владимир Ардаев, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Финансирование государством инвестиционных проектов оказалось настолько серьезной проблемой, что стало темой ночного совещания у президента страны в ночь на пятницу на минувшей неделе. По данным СМИ, рассматривался конкретный вопрос, поднятый Минэкономразвития, которое предложило увеличить программу проектного финансирования, осуществляемую Цетробанком и министерством экономического развития (МЭР) почти в 2,5 раза — со 100 миллиардов рублей до 240 миллиардов.
Глава МЭР Алексей Улюкаев настаивал на том, что необходимо стимулировать экономический рост государственными инвестициями, одна из форм — проектное финансирование. Оно недостаточно, и его следует увеличить.
Однако председатель Центробанка РФ Эльвира Набиуллина считает такой шаг преждевременным.
Сегодня из всего требуемого объема финансирования в 235,5 миллиарда рублей Центробанк потратил лишь 69,2 миллиарда. Центробанк объясняет это тем, что его не удовлетворяет механизм отбора проектов министерством. МЭР в свою очередь утверждает, что банки (и ЦБ, и коммерческие), участвующие в программе, затягивают и тормозят процесс выделения средств.
В любом случае, считают в ЦБ, не имеет смысла увеличивать лимит финансирования программы, пока не освоено хотя бы 75% действующего лимита. Позицию Центробанка поддержал помощник президента по экономическим вопросам Андрей Белоусов.
По данным издания "Ведомости", решение принято не было.
Цель одна, программы две
Сегодня существуют и действуют две программы проектного финансирования. Одну осуществляет министерство промышленности и торговли через созданный при ведомстве Фонд развития промышленности (ФРП), вторую — министерство экономического развития совместно с Центробанком.
Первой была запущена программа Минпромторга. Как сообщили РИА Новости в ФРП, направление деятельности Фонда — создание и развитие импортозамещающих производств в России.
Процедура проверки заявителя такая же строгая, как в коммерческих банках. И заем, и проценты подлежат обязательному возврату. ФРП не предоставляет гранты, субсидии, не инвестирует, не входит в капитал, не вмешивается в управление поддерживаемых им компаний, а лишь дает им деньги взаймы на условиях софинансирования. Заемщик должен самостоятельно привлечь минимум 30% (а с 2016 года 50%) от стоимости проекта — помимо суммы займа.
Соискателю займа предстоит сначала пройти процедуру экспресс-оценки своего проекта, затем комплексную его экспертизу, после чего проект поступает на рассмотрение Экспертного совета. Крупный заем — более 368 миллионов рублей, — кроме того, должен получить одобрение и Наблюдательного совета, возглавляемого главой Минпромторга Денисом Мантуровым.
В Фонде утверждают, что им уже принято участие в софинансировании 60 проектов на общую сумму займов почти 20 миллиардов рублей, которые позволят создать около 8 тысяч рабочих мест. Кроме того, реализация проектов дает возможность привлечь более 50 миллиардов рублей частных инвестиций (без учета суммы займов), поскольку все займы предоставляются на условиях софинансирования. Также в ходе реализации проектов будет выплачено около 40 миллиардов рублей в качестве налогов.
Механизм программы проектного финансирования Минэкономразвития существенно отличается, хотя цель та же: стимулирование развития отечественной экономики, импортозамещение, создание новых производств и рабочих мест.
Участвующие в программе проекты получают кредиты в специально отобранных банках (прежде всего ВТБ и Сбербанке) под льготный процент (сегодня это 11,5%, МЭР настаивает на его увеличении до 12%). В свою очередь, ЦБ рефинансирует банку затраты под 9% годовых. Учитывая, что ключевая ставка Центробанка с 1 января составляет 11%, получить такой дешевый кредит на российском финансовом рынке не представляется возможным.
Все соискатели и их проекты проходят аудит — в самих банках, в межведомственной комиссии, проверяет их и ЦБ.
В минувшем году по этой программе было отобрано 42 проекта общей стоимостью 347,3 миллиарда рублей, требующие кредитования в размере 235,5 миллиарда. В Минэкономразвития утверждают, что программа пользуется спросом. Однако довольно длинная цепочка согласований проектов и решающая роль в этом процессе банков — как коммерческих, так и Центрального — в условиях резкого обесценения курса национальной валюты сыграла отрицательную роль: кредитование велось с большой задержкой. Отсюда и недоосвоение лимита.
Схема поддержки проектов ФРП оказалась в этой ситуации в более выигрышном положении.
И овощи, и ледоколы
"Фонд софинансирует развитие производства конкурентоспособной и высокотехнологичной продукции гражданского назначения с импортозамещающим и экспортным потенциалом. Заявки должны соответствовать 6 группам критериев, наиболее важные из которых юридическая чистота и финансовая состоятельность заявителя, наличие промышленных активов в России или планов по их созданию, направленность проекта на импортозамещение, его финансовая и экономическая эффективность", — говорится в официальном сообщении ФРП, полученном РИА Новости.
При этом фонд не финансирует оборонные и военные программы — получить заем могут только гражданские проекты. Кроме того, он не выделяет займы на приобретение земли, строительство объектов недвижимости, проведение научно-исследовательских работ.
42 проекта, отобранные Минэкономразвития, относятся к самым разным отраслям. Много аграрных — строительство животноводческих комплексов, плодоовощных теплиц. Ряд проектов связан с развитием транспорта, дорожной инфраструктуры. Финансируется программа создания ледокольного флота. Медицина, фармацевтическая промышленность, нефтегазовая отрасль. Есть и проекты, относящиеся к сфере цифровых технологий.
ФРП финансирует отобранные проекты с низкой процентной ставкой, МЭР — путем рефинансирования кредитов за счет средств ЦБ. Обе программы в конечном итоге конкурируют за выход к ресурсам Центробанка — "дешевым" деньгам и к государственным гарантиям по кредитам, которыми располагает правительство, утверждает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов. При этом у обеих программ налицо как сильные, так и слабые стороны, считает он.
"Программа Минпромторга в известной мере заужена, поскольку в значительной степени ограничена спецификой министерства — в списке ФРП, к примеру, не найти аграрных проектов. Программа Минэкономразвития, напротив, производит впечатление чересчур расширенной, если не сказать размазанной, в ней можно найти все — от производства таблеток до строительства вокзалов. Это происходит оттого, что основное слово в отборе проектов принадлежит банкам, которые в первую очередь интересует платежеспособность соискателя, а не государственная ценность самого проекта. Соединение двух этих программ в одну могло бы в конечном итоге породить единую реально действенную программу поддержки инновационных проектов", — говорит Абзалов.
Под "государственной ценностью" эксперт имеет в виду в первую очередь оценку проекта с точки зрения значимости самого производства, а не только его финансового масштаба. Вот пара примеров.
В начале нынешнего года в Калужской области началось производство впитывающих средств (подгузников) по уходу за пожилыми людьми и лежачими больными — проект этот финансировался ФРП. В результате его реализации компания "Гигиена-сервис" намерена занять 50 % рынка, который сегодня практически полностью занят иностранными производителями. Импортозамещение налицо.
В реестре отобранных МЭР проектов под номером один значится запуск четвертого оператора мобильной связи в Москве — компании Tele2. Стоимость проекта — почти 16 миллиардов рублей. В принципе, не столь важно, на что именно пойдут государственные средства — на строительство вышек или на закупки оборудования. В любом случае речь вряд ли может идти о создании каких-то новых производств в России, скорее — о поставках комплектующих из-за рубежа. И почему такой проект должно поддерживать государство — эксперту не вполне понятно.
На то, что отбор проектов Минэкономразвития зачастую носит не вполне продуманный характер, на совещании у президента обратил внимание и Центробанк.
В сложившейся ситуации определенной конкуренции между ведомствами, действительно, трудно избежать. Однако вряд ли ее в этом случае можно назвать "двигателем прогресса".