Чистый понедельник — начало Великого поста
Первый день Великого поста именуется Чистым понедельником. В Русской православной церкви это название, подчеркивающее стремление провести первый день поста в чистоте, не каноническое, хотя в некоторых других поместных православных церквях, например в Элладской, оно официальное, церковное.
Тема Чистого понедельника затрагивается и Ветхим Заветом, чтение которого с этого дня начинается во всех храмах с Книги пророка Исаии, призывавшего:
"Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю". (Ис. 1:16-18)
В Чистый понедельник во время первого великопостного повечерия начинается чтение Великого покаянного канона святого Андрея Критского, состоящего из 250 тропарей (строф) и считающегося самым длинным из существующих канонов.
По мнению протоапесвитера Александра Шмемана, этот канон "можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой".
По церковному Уставу Великий канон читается только во время Великого поста: на великом повечении понедельника, вторника, среды и четверга 1-й недели — по частям, и на утрене четверга 5-й недели — полностью (эту службу, во время которой читается также житие преподобной Марии Египетской, называют еще "Марьиным стоянием").
Великое повечерие с чтением канона Андрея Критского на Руси издавна именуется ефимон (или мефимон) — своеобразная транслитерация греческого "с нами". Такое название служба получила потому что на ней два хора попеременно поют фразы из стихов 8-й и 9-й глав Книги пророка Исаии с припевом: "Яко с нами Бог". А поскольку на Руси митрополитами до середины XV века были греки и отдельные песнопения исполнялись на древнегреческом, в том числе и "Яко с нами Бог", русские всю службу стали называть "мефимон" или "ефимон".
Преподобномученица Евдокия Илиопольская
Самарянка Евдокия из Гелиополя в юности не отличалась строгостью нрава и, как это часто бывает с искренне и глубоко раскаявшимися грешницами, пережив потрясение покаяния и приняв крещение, отдала все свое состояние Гелиопольскому епископу Феодоту и удалилась в общину девственниц, которые стали появляться близ крупных христианских центров, как правило, рядом с кельями старцев-отшельников, бравших на себя их духовное руководство.
После смерти игуменьи общины Евдокия, прославившаяся добродетелями и аскетизмом, была избрана ее преемницей. 56 лет прожила она в иноческих подвигах и около 160 года, при императоре Антонине, мученически закончила свою праведную жизнь: за распространение христианской веры ее оклеветали в колдовстве и обмане, без судебного разбирательства отвели на место казни и обезглавили.
В день памяти святой Евдокии — отмечаемый 1 (14 по новому стилю) марта — на Руси до 1492 года по византийской традиции начинался новый год. В народе этот день прозвали Евдокией (Авдотьей) Плющихой (по словарю Даля "плющиха" "снег плющит"). По преданию святая Евдокия годами подвижничества приобрела дар воскрешения мертвых, и, по народному верованию, Господь поручил ей воскрешать землю от зимнего сна — смерти — и дал ей ключи от всех весенних вод.