МОСКВА, 9 мар – РИА Новости. Социологи развеяли один из мифов о вреде видеоигр для ребенка – они выяснили, что малолетние дети, проводящие много времени за компьютером, обладают более высокими социальными и когнитивными навыками, чем их сверстники, говорится в статье, опубликованной в журнале Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology.
"Дети чаще всего играют в видеоигры не одни, а в компании других школьников, и занимаются этим в свободные от учебы часы дня. Полученные нами данные показывают, что дети, часто играющие в игры, лучше находят контакты со сверстниками и проще интегрируются в школьную среду. Не следует, правда, убирать ограничения по времени за компьютером – подобные лимиты остаются ключевым инструментом в обеспечении успеха ребенка в обучении", — заявила Кэтрин Кис (Katherine Keyes) из университета Колумбии в Нью-Йорке (США).
Кис и ее коллеги пришли к такому выводу, проследив за развитием свыше трех тысяч детей в возрасте от 6 до 11 лет, участвовавших в европейском проекте SCMHE, направленном на изучение психологического здоровья школьников в разных странах Евросоюза.
В рамках этого исследования родители описывали то, как они воспитывали детей и как часто позволяли им играть в компьютерные или приставочные игры, а сами дети проходили своеобразный тест на интеллектуальное и психическое развитие при помощи компьютерной "игры"-теста Dominic Interactive.
Наблюдая за изменениями в психике и в интеллектуальных способностях малолетних европейцев, авторы статьи пытались понять, насколько справедливы две основных претензии ко всем компьютерным играм. Первая заключается в том, что игры делают детей более агрессивными и склонными к насилию, а вторая – в том, что игры заметно мешают интеллектуальному развитию детей и не дают им нормально общаться со сверстниками.
Эти наблюдения раскрыли любопытный феномен – дети, достаточно много игравшие в различные компьютерные игры, в одиночестве или в компании других школьников, в среднем были на 58% умнее, чем их неиграющие сверстники, и на 67% лучше проявляли себя в социальных задачах. Данный эффект был скромнее среди тех школьников, которые играли около одного-пяти часов в неделю – 25% и 38% соответственно.
С другой стороны, были и негативные эффекты — по расчетам социологов, компьютерные игры несколько увеличивали риск приобретения депрессии, синдрома дефицита внимания и ряда других проблем с психикой. Тем не менее, ученые уверены в том, что влияние игр на психическое и интеллектуальное состояние детей было в целом позитивным.
Пока Кис и ее коллеги не знают, с чем связано это благотворное влияние. Они планируют раскрыть его корни в ходе последующих наблюдений за поведением детей, которые будут длиться заметно дольше, чем SCMHE.