Святитель Порфирий, архиепископ Газский
Палестина — земля Ветхого и Нового Заветов, "пятое Евангелие", свидетельница земной жизни Иисуса Христа и родина христианства — всегда влекла к себе людей с горячей верой. Не был исключением и 25-летний выходец из Македонии, фессалоникиец Порфирий. Сын состоятельных родителей получивший хорошее образование, он загорелся желанием иноческой жизни и ушел из родительского дома сначала в Египет, в Нитрийскую пустыню к Макарию Великому, а потом отправился в Иерусалим — поклониться святым местам, да так там и остался: поклонился Кресту Господню и поселился отшельником в Иорданской пустыне. И, возможно, так и прожил бы там всю жизнь, но помешала болезнь.
Когда молодому отшельнику стало совсем невмоготу, он из последних сил добрался до Иерусалима и там, по преданию, упал без чувств у подножия Голгофы, а, очнувшись, почувствовал, что кризис миновал.
Патриарх Иерусалимский посвятил его в священнический сан и поставил хранителем Честного Древа Креста Господня, а когда в 395 году христиане города Газы попросили поставить им епископа, направил его туда.
Первым с проповедью христианства в Газу пришел еще апостол Филипп (Деян. 8:39), но оно долго не могло пустить там глубоких корней. Император Константин Великий даже отделил от полуязыческой Газы пригород Маюму, где было много христиан, но при Юлиане Отступнике она снова была подчинена Газе — за верность горожан "отеческим культам", и в городе начался жесточайший христианский погром.
Религиозную ненависть подогревало и то, что языческие храмы за счет доходов со своих угодий щедро жертвовали на городские социальные нужды, а жертвенное мясо отдавали на пропитание бедным. И когда храмы стали разрушать, а их земли конфисковать, горожане взбунтовались. В результате к концу IV века христиан в Газе оставалось не больше трех сотен.
Утвердилось там христианство только благодаря святителю Порфирию, исходатайствовавшему у императора Аркадия эдикт о разрушении языческих храмов.
Однако поначалу христианская проповедь приносила весьма скромные плоды, но даже они подогревали антихристианские настроения язычников, свидетельствует Марк Дьякон, современник святителя и автор его жития.
Когда же присланный из Константинополя для закрытия языческих храмов чиновник за крупную взятку все же разрешил оставить действующим храм Марны, межрелигиозная ненависть накалилась до предела. Пришлось Порфирию вновь прибегнуть к помощи Константинополя. Он сам поехал к патриарху Иоанну Златоусту, с его помощью добился поддержки императрицы Евдокии, и она уговорила императора Аркадия проявит твердость. В 402 году святитель Порфирий вернулся в Газу с неподкупным членом консистории Кинегием, уничтожил очаг сопротивления язычников, на месте их святилищ начал строить христианские церкви, а попытки бунта пресекали солдаты присланного из Кесарии Палестинской воинского отряда.
Но в 407 году, когда отряд ушел, в городе вновь начался христианский погром. Епископу пришлось бежать, а в Газу снова ввели войска.
Наконец волнения утихли. Настало время проповеди. И в настроении народа произошел перелом, горожане начали принимать крещение — сначала десятками, а потом и сотнями. Под конец жизни епископа Порфирия в 420 году христианская община Газы насчитывала 2650 человек.