МОСКВА, 26 фев — РИА Новости. Госдума в пятницу приняла в первом чтении и в целом закон о повышении с 1 апреля 2016 года ставок акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и средние дистилляты.
Документ был внесен правительством на прошлой неделе. Нижняя палата парламента оперативно рассмотрела законопроект за кратчайшие сроки. Сегодня же, в пятницу, документ будет рассмотрен в Совете федерации.
"Дополнительные доходы от этой меры в 2016 году составят 75,4 миллиарда рублей, а с учетом возмещения по прямогонному бензину предприятиям нефтехимии — 70 миллиардов рублей. Это мера вынужденная", — сказал на пленарном заседании замминистра финансов Юрий Зубарев.
Предлагаемое дополнительное повышение акцизов — это одно из решений в числе прочих по мобилизации доходов в федеральный бюджет, добавил также замминистра. "По предварительным оценкам, при сохранении текущих мировых цен на энергоносители и текущем курсе рубля до конца года, объем выпадающих доходов может превысить 2,6 триллиона рублей при бюджете 13,7 триллиона рублей — это 20% расходной части бюджета. Это более, чем серьезно", — отметил Зубарев.
Рост розничных цен из-за повышения ставки акцизов на бензин, по словам Зубарева, при текущей ситуации в экономике будет в пределах инфляции.
Ранее глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев говорил, что при повышении акцизов розничные цены на бензин и дизельное топливо в РФ вырастут на 2-3%.
Одновременно замминистра финансов Максим Орешкин прогнозирует рост цен на бензин в России на 5% в 2016 году при повышении акцизов, если среднегодовая цена нефти составит 30 долларов за баррель.
Смысл закона
Согласно принятому закону, с 1 апреля ставка акциза на автомобильный бензин повышается на два рубля за литр, на дизельное топливо — на один рубль за литр. В целях предотвращения заинтересованности в нелегальном производстве автобензина повышаются ставки акцизов и на прямогонный бензин.
Чтобы пресечь создание схем по уклонению от уплаты акцизов путем реализации дизтоплива под видом средних дистиллятов ставки акцизов на средние дистилляты и дизтопливо устанавливаются в одинаковом размере. При этом для минимизации возможного негативного влияния принимаемых мер на агропромышленный комплекс ставка акциза на дизтопливо повышается на 50% от уровня повышения ставки акциза на автомобильный бензин.
Ставка акциза на бензин пятого класса с 1 апреля по 31 декабря 2016 года составит 10,13 тысячи рублей за тонну, а в 2017 году — 7,43 тысячи рублей. Ставки акцизов на бензин, не соответствующий пятому классу, а также на прямогонный бензин с 1 апреля по 31 декабря 2016 года составят 13,1 тысячи рублей за тонну, с 2017 года — 12,3 тысячи рублей.
Ставки акцизов на дизтопливо и средние дистилляты с 1 апреля по 31 декабря 2016 года составят 5,293 тысячи рублей, в 2017 году — 5,093 тысячи рублей за тонну.
Оппозиция против
Представители трех оппозиционных фракций выступили против рассмотрения этого законопроекта. В итоге большинство депутатов отклонило это предложение.
"Цена на топливо растет, а правительство предлагает латать дыры, повышая акцизы. Обещали раньше отменить транспортный налог — не отменили, еще и акцизы хотят повышать, и с "Платоном" вопрос не решают. Поэтому это тройное налогообложение беспокоит наших граждан. Мы считаем, что нужно внимательно посмотреть этот законопроект (о росте ставки акцизов на бензин ред.), и в таком авральном режиме его не надо рассматривать", — сказал на заседании Госдумы замглавы фракции ЛДПР Ярослав Нилов.
В свою очередь, зампред фракции КПРФ Николай Коломейцев поддержал это предложение.
"Мы поддерживаем снятие второго пункта (повестки — законопроект об акцизах на бензин – ред.) как антирыночного и антиконституционного. Сколько можно эти поборы увеличивать?" — сказал он.
Зампред фракции "Справедливая Россия" Олег Нилов также завил, что эсеры считают недопустимым и невозможным принятие этого закона, так как он раскрутит новый виток инфляции.
Единороссы за
Депутат от "Единой России", глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров заявил, что "Единая Россия" считает нужным этот закон принять.
"Сегодня мы говорим по этому закону об ответственности правительства, об ответственности министерства финансов, которое предложило эти меры, мы говорим о том, что эта ответственность неминуемо должна наступить, мы говорим о том, что дороги надо строить, и деньги на это надо дать. Мы говорим о том, что надо поддержать село, как не допустить переложения налоговой нагрузки на плечи граждан, мы говорим о том, что нельзя в очередной раз пойти на поводу у нефтяных компаний, слушая их "плач Ярославны". Это ответственная позиция, ее всегда занимала "Единая Россия", займет она ее и по этому закону", — сказал Макаров.