МОСКВА, 25 фев – РИА Новости. Решение правительства Польши ускорить и расширить масштабы вырубок леса в Беловежской пуще из-за предположительной "эпидемии" короеда вызвали протесты со стороны экологов из Польской академии наук и независимых организаций, сообщает новостная служба журнала Nature.
Беловежская пуща, чья площадь сегодня составляет 1,5 тысячи квадратных километров, является одним из последних первозданных уголков леса в Европе. Расположенная на границе между Польшей и Беларусью, Беловежская пуща стала уникальным природным заповедником, половину которого занимают деревья, чей возраст превышает несколько веков, и на территории которого живут зубры и многие другие виды животных, занесенных в Красную книгу.
В 1992 году решением ЮНЕСКО Беловежская пуща включена в Список всемирного культурного и природного наследия, в 1993 году ей присвоен статус биосферного заповедника, а в 1998 году – статус ключевой орнитологической территории международного значения. Площадь национального парка составляет c белорусской стороны 87 363 гектара; с польской – 10 501 гектар.
Как рассказал эколог Рафал Ковальчик (Rafal Kowalczyk), директор Института изучения млекопитающих при Академии наук Польши в Белой Веже, новое руководство лесничества, назначенное новым правительством Польши после выборов октября 2015 года, недавно приняло решение резко увеличить возможные объемы вырубок.
Это решение, по словам эколога, не касается центральной части заповедника, однако на его периферии допустимые нормы вырубки были увеличены в 8-9 раз, с 6 тысяч кубических метров в год до 53 тысяч кубических метров. Эта цифра больше, чем максимальные объемы вырубок для всей Беловежской пущи при прежнем руководстве.
Подобное решение, обоснованное "эпидемией короеда" среди елей в пуще, вызывало бурные протесты среди экологов, биологов и добровольных природозащитников, и сразу две группы польских ученых опубликовали свои письма в журнале Nature, обращая внимание международной публики на эту проблему.
По словам авторов этих писем, данное решение было основано не на природоохранных, а на экономических соображениях, ссылаясь на заявления нового министра окружающей среды о "пропадающем впустую потенциале" тех деревьев, которые не вырубаются лесниками и местными жителями.
Схожие идеи излагает и Ковальчик, считающий, что вырубка сухостоя, больных и старых деревьев не поможет сдержать распространение короеда. По его мнению, эта "эпидемия" является вполне естественным процессом, в ходе которого слабые деревья постепенно заменяются новыми видами растений, стойкими к действию короеда.
В свою очередь, министерство окружающей среды считает, что экологи не правы – по мнению представителей ведомства, вырубаемый лес не имеет коммерческой ценности и себестоимость его вырубки и вывозки из Пущи будет выше, чем максимально возможный доход от этого. С другой стороны, местные регулирующие органы уже согласились снизить нормы вырубки в два раза, что, однако, пока не получило одобрения со стороны министерства.