Транспортная полиция России 18 февраля отметит 97-ю годовщину со дня своего образования: в 1919 году в этот день был подписан декрет ВЦИК "Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны". О современной системе безопасности на объектах транспорта в России в интервью корреспонденту РИА Новости рассказал начальник Главного управления на транспорте МВД России Дмитрий Шаробаров.
— Дмитрий Владимирович, как главный полицейский этой отрасли, скажите, какой вид транспорта можно считать самым безопасным для путешествий по России?
— Здесь нельзя сказать однозначно. Наверняка вы слышали про оценки специалистов, что самыми безопасными в плане ЧП в мире считаются самолеты, хотя именно с ними случаются самые пугающие происшествия. С точки зрения защищенности пассажиров от криминальных происшествий ситуация похожая, покажу на цифрах.
В 2015 году на транспорте зарегистрировано 9,5 тысячи преступлений, совершенных при перевозке пассажиров. Из этого числа львиная доля, 79%, приходится на железнодорожный транспорт. Значительно безопаснее на этом фоне выглядит воздушный транспорт, всего 18%. А минимальным можно считать риск подвергнуться преступному посягательству у пассажиров морского и речного транспорта, где совершается всего 3% преступлений.
Но при этом надо понимать, что на железнодорожном транспорте по сравнению с воздушным и масштаб значительно больше. В оперативном обслуживании отделов внутренних дел на транспорте (ОВДТ) в настоящее время находится 174 аэропорта и аэродрома, а по железнодорожному транспорту цифры уже на порядок выше.
Остановочных пунктов, вокзалов и станций — почти 13 тысяч. Каждые сутки между ними курсирует более двух тысяч пассажирских поездов и более шести тысяч пригородных.
— Тогда зайдем с другой стороны: на каком виде транспорта полиции работать сложнее всего?
— Не думаю, что можно выделить более или менее сложные направления. Существенных различий в деятельности подразделений полиции на железнодорожном, воздушном или водном транспорте нет. Вид транспорта накладывает только некоторые определенные особенности.
Например, речной транспорт отличается сезонностью работы, нагрузка значительно возрастает в период навигации. Кроме того, на морском и речном транспорте, помимо обычных характерных преступлений в пассажирской, грузовой и экономической сферах, очень актуальна работа по противодействию браконьерству, незаконной добыче водных биоресурсов.
Есть одно направление, характерное только для транспортной полиции. Это борьба с преступлениями в сфере грузовых перевозок, для этого у нас в структуре предусмотрены специализированные подразделения. Могу отметить, что в прошедшем году ОВДТ добились снижения числа краж грузов на 16%, всего их было зарегистрировано 3,3 тысячи.
Ну а в целом в работе транспортной полиции представлены практически все направления деятельности МВД России, разве что скорректированные на специфику решаемых задач.
— Можете озвучить основные результаты работы?
— Из наиболее значимых — подразделения ГУТ МВД России добились в 2015 году снижения на всех видах транспорта числа преступлений против личности. В том числе убийств, умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, разбойных нападений. К тому же достигнута достаточно неплохая раскрываемость таких преступлений.
Выросло количество выявленных и ликвидированных организованных групп и преступных сообществ. В частности, в прошлом году была пресечена деятельность межрегиональной группы, в состав которой входили 12 граждан России и Латвии. Они в аэропортах Москвы занималась разбойными нападениями на пассажиров, перевозящих крупные денежные средства. Это были дерзкие преступления, имевшие большой общественный резонанс.
Выросло число выявленных экономических и коррупционных преступлений. В том числе по выявленным взяткам рост на 15%, а по преступлениям, связанным с недвижимостью, — 28%. Выявлена серия преступлений, связанных с хищениями бюджетных средств в особо крупном размере.
Всего за прошлый год ОВДТ по оконченным уголовным делам в бюджет возмещено более 1,3 миллиарда рублей материального ущерба.
Также дают свой эффект мероприятия по перекрытию каналов транспортировки запрещенных в свободном обороте веществ и различных предметов. За год подразделениями полиции на транспорте изъято почти 900 килограммов наркотических средств, 241 единица огнестрельного оружия, более 12 тысяч боеприпасов, 55 взрывных устройств. Ни одного террористического акта на объектах транспорта в прошлом году допущено не было.
— Статистика — наука обоюдоострая. Чтобы не заводить разговор о "палочной" системе, скажите, применяются ли для оценки вашей работы иные методы?
— Конечно, независимые оценки существуют. Мы опираемся, например, на мнение граждан, причем их опросы — это один из основных критериев оценки нашей работы. По результатам независимых социологических исследований мы видим точку зрения населения о степени защищенности от преступных посягательств по видам транспорта. Видим наиболее волнующие пассажиров опасения относительно возможных угроз, узнаем и оценку работы транспортной полиции.
На протяжении последних лет пассажиры и работники транспорта высказывают в целом удовлетворительную оценку деятельности транспортной полиции, и даже отмечается по результатам опросов положительная динамика. Это означает, что реализуемые меры безопасности на транспорте в целом адекватны современным угрозам и поддерживаются гражданами нашей страны.
Тут я не смогу удержаться, чтобы, пользуясь возможностью, поздравить с днем образования транспортной полиции всех своих коллег — ветеранов и действующих сотрудников, и поблагодарить их за добросовестную работу, за ежедневный нелегкий труд.
— У разных стран разные требования к безопасности на транспорте, от полной свободы передвижения до тотального контроля грузов и пассажиров. В каком тренде движется Россия и насколько современны наши методы?
— В последние годы меры безопасности на транспорте ужесточаются. В значительной мере это обусловлено произошедшими террористическими атаками, не снижающейся угрозой совершения актов незаконного вмешательства в деятельность транспорта.
Если помните, сперва был введен досмотр всех посетителей объектов воздушных гаваней, теперь это предусматривается уже и на других видах транспорта. Сейчас введены именные проездные документы для многих видов транспортных средств.
Но тут нужно отметить, что Россия движется в русле передовых стандартов безопасности, принятых в мировой практике. Мы не забываем оценивать и перенимать опыт своих иностранных коллег. Изучали работу правоохранительных органов Израиля, Китая, Франции и других стран.
Причем этот интерес обоюдный. И мы видим, что во многом в обеспечении безопасности на транспорте мы идем параллельными путями.
— Вы сказали: передовые стандарты. Но при ухудшении оперативной обстановки видимой реакцией полиции становится усиление досмотра на вокзалах. В чем же заключаются реальные передовые методы?
— Досмотровые зоны — это тоже действенный механизм обеспечения безопасности как в плане выявления правонарушений, так и профилактики. Практика показывает, что граждане в подавляющем большинстве с пониманием и ответственностью относятся к подобным мерам и в большинстве своем уже привыкли, что не только в аэропорт, но и на вокзал надо приезжать заблаговременно.
Причем технологии входного контроля, досмотра пассажиров и багажа постепенно совершенствуются. В идеале они должны обеспечивать и высокую пропускную способность, и при этом не доставлять излишнего дискомфорта. В том числе и для особых пассажиров: с кардиостимуляторами или, например, протезами.
Но нужно понимать, что большое число транспортных узлов расположены в старых зданиях, где, в отличие от современных транспортных комплексов, предусмотреть рациональное проведение данных процедур может быть затруднительно.
Но будет ошибочно полагать, что меры безопасности этим ограничиваются. Комплекс мероприятий по безопасности, в том числе и антитеррористической, осуществляется ОВДТ постоянно, просто не всё выставляется на показ. Это и видеомониторинг, и оперативное управление силами полиции на проблемных участках. Не надо забывать об оперативных сотрудниках в пассажиропотоке в гражданской одежде. Активно используются возможности кинологической службы. Большая роль отводится также взаимодействию транспортной полиции с частными и ведомственными службами безопасности.
Все эти методы также постоянно совершенствуются. Зоны контроля пассажиропотока оборудуются спецтехникой, которая может выявлять попытку пронести оружие и другие запрещенные предметы, выявлять разыскиваемых лиц. В программах подготовки сотрудников транспортной полиции сейчас предусмотрены занятия по навыкам досмотра, профайлинга, применения современной техники.
— А есть что-то такое же современное для электричек, перевозящих большое количество людей? Они сейчас наиболее конфликтные объекты транспорта. Вернуть туда полноценное патрулирование в условиях сокращения штата МВД, наверное, затруднительно?
— Вы правы, взять под контроль все электрички мы не можем. Хотя сегодня основной процент сопровождаемого подвижного состава и так приходится на электропоезда. Из 593 тысяч поездов, сопровожденных нарядами ОВДТ в прошедшем году, почти 420 тысяч были пригородного сообщения. И тем не менее за год в электропоездах по всей стране было зарегистрировано 1798 преступлений.
Мы постоянно анализируем обстановку, наряды направляются в наиболее криминогенные электрички, особое внимание — вечерним и ночным рейсам. И более того, штатную численность, которая будет освобождаться в аэропортах после перераспределения функций по досмотровым мероприятиям в подразделениях транспортной безопасности, мы планируем в первую очередь направлять на сопровождение поездов.
Безусловно, большим подспорьем в нашей деятельности могло бы стать поголовное оснащение электричек средствами видеофиксации и связью "пассажир-машинист", "пассажир-полиция". Там, где эти технические средства уже присутствуют в подвижном составе, они помогают оперативно реагировать на происшествия, пресекать и раскрывать преступления.
Ну а одним из залогов безопасности в поездах я считаю отношение самих пассажиров. Проявленная личная бдительность, вовремя сообщенная информация об угрозе в полицию позволит избежать многих неприятностей в пути следования.
— Сегодня распространено мнение, что многих правонарушений можно было избежать, если бы в рейс с экипажем выходил сотрудник полиции.
— Вполне понятно, что с точки зрения спокойствия граждан желательно присутствие полицейского в каждом поезде или самолете. Но мировая практика показывает и примеры эффективного использования служб безопасности транспортных компаний, для которых безопасность пассажиров — важная составляющая корпоративной деятельности. Вырабатывая современные подходы к обеспечению правопорядка и безопасности, эту возможность со счетов сбрасывать нельзя.
Кстати, практика показывает, что, даже если посадить в каждый поезд по сотруднику, это не будет гарантией от совершения правонарушений. Судите сами, сотрудник полиции при обходе поезда проводит беседы с пассажирами, советует не оставлять без контроля, убрать с глаз ценные вещи: кошельки, сотовые телефоны, планшеты, которые чаще всего пропадают в поездке.
Помогает это? Далеко не всегда. Даже после этого бывают кражи.
Поэтому хочу сказать и про другую сторону медали — про пассажиров, которых мы постоянно призываем более ответственно подходить к своей личной и имущественной безопасности, не давать повода злоумышленнику совершить преступление, вовремя обратиться в полицию.
Несомненный залог необходимого уровня безопасности на транспорте — это работа правоохранителей, помноженная на высокую гражданскую позицию населения.