АЛЕППО, 17 фев – РИА Новости, Михаил Алаеддин. Территория крупнейшего сирийского города Алеппо сегодня поделена между различными террористическими группировками и регулярной армией Сирии. Две трети экономической столицы страны контролируют правительственные войска, однако треть Алеппо, включая ряд центральных кварталов, по-прежнему считается территорией боевиков.
Корреспондент РИА Новости провел несколько часов в жилом квартале Салах-ат-Дин, где ряд улиц простреливаются снайперами, а мирные жители научились выживать без воды и электричества под регулярными минометными обстрелами террористов.
Все въезды заблокированы
На въезде в город Алеппо по правую сторону сложно не заметить разрушенные жилые дома и перекрытые насыпью дороги, рядом с которыми, как ни в чем не бывало, играют местные дети. Первая мысль – за заграждениями террористы. Любопытства ради останавливаемся и начинаем фотографировать разрушенные фасады домов.
Минуту спустя рядом появляется солдат сирийской армии. Уточнив цель остановки, военный расслабился и начал говорить о том, что на самом деле происходит. Оказывается, за руинами домов и перекрытыми дорогами живут мирные люди.
Квартал Салах-ат-Дин частично захвачен террористической группировкой "Джебхат ан-Нусра", однако многие граждане не стали покидать свои дома несмотря ни на что — лишь потому, что им некуда было бежать.
Во время разговора внутрь квартала через тропинки в насыпях и сквозь развалины домов не торопясь проходят как взрослые, так и дети со школьными рюкзаками.
"Не стоит так удивляться. Ближняя часть квартала не захвачена, боевики в глубине. Тут живут мирные. Дороги мы перекрыли, чтобы террористы не могли заезжать на заминированных машинах. Въезд только через блокпост чуть дальше. А тут ходят люди. Но и все эти лазейки под присмотром. Жителям Салах-ат-Дина пришлось многое пережить. Теперь все ко всему готовы", — рассказывает сирийский военный Аднан.
Другой мир
Раз в квартале течет относительно мирная жизнь, можно поближе познакомиться с ее особенностями, перед этим осмотрев квартал c насыпи. Перед глазами открывается утопическая картина. Узкие улочки в серых тонах, миллион проводов между домами, балконы прикрыты тряпками.
В это время на насыпь залезают мальчик с девочкой — школьники возвращаются домой. Держась за колючую проволоку, дети пробираются на край насыпи, где есть отверстие – проход в трущобы. Они помогают друг другу, держась за руки, и в считанные минуты с солнечной стороны Алеппо попадают в свой квартал. Такой путь они проделывают ежедневно.
Страж порядка
Рядом со входом в "алеппские трущобы" появляется местный житель — Хамада Ар-Рида, который взял на себя функции ответственного по безопасности. Расспросив кто мы, зачем и откуда приехали, Ар-Рида предлагает провести нас внутрь и обеспечить благополучное возвращение обратно.
"Не бойтесь, я тут за мухабарат (спецлужба – араб.), я покажу, где и как ходить, чтобы все посмотреть и не получить пулю от снайпера", — говорит новый знакомый, показывая затертую карточку просроченной лицензии на оружие.
Не вникая в подробности верим на слово и ныряем за проводником в один из пролетов в стене здания. Внутри квартала кажется холодней от нехватки солнечного света. На улице в основном дети, каждый чем-то занят: кто-то идет с пустыми бидонами воды, кто-то катит газовый баллон.
Ар-Рида говорит, что в район привезли пресную воду. Центральное водоснабжение давно не работает, чистая вода здесь в дефиците, как электричество и бытовой газ. На улице возле металлических резервуаров выстраивается очередь из ребятишек. Дети организованно наливают воду в разные емкости, по их действиям видно, что они понимают, насколько ценную задачу им доверили взрослые, и стараются не пролить ни капли воды на землю.
До войны Салах-ат-Дин считался хорошим спальным кварталом Алеппо: он расположен недалеко от центра, рядом транспортная развязка, все условия для жизни обеспечены. Однако в 2012 году его захватили террористы.
Улочки, ведущие в глубь квартала, перекрыты высокими металлическими щитами. Так жители укрываются от снайперов. Однако в некоторых местах улицы все равно перебегают быстро, так как там постоянно дежурит боевик с оптическим прицелом.
"На окраине жители живут фактически через стенку с муссалахинами (вооруженные люди – араб.). У многих дети служат в армии, и все поддерживают нашего президента Башара Асада и ждут, когда очередь дойдет до Салах-ат-Дина и наши войска зачистят его от террористов", — говорит Ар-Рида.
В щель между щитом и зданием на одной из улиц Ар-Рида показывает флаг "Джебхат ан-Нусры", который развевается буквально через дом от нас. Там начинается оккупированная боевиками территория.
У боевиков все не очень хорошо
Набравшись впечатлений, решаем вернуться — время идет к вечеру, и оставаться в районе становится небезопасно. Ночью боевики проявляют наибольшую активность — первая мина уже упала, судя по всему, через улицу от нас. Ар-Рида явно стал выглядеть более обеспокоенным, но продолжает улыбаться и рассказывать истории.
"Пойдемте к выходу от греха подальше. Наш квартал, к сожалению, не единственный такой в Алеппо. Боевики пока контролируют множество районов, включая часть исторического центра. Ночью здесь становится жарко, как в аду. Боевики начинают стрелять по жилым улицам. Военные в ответ наносят артиллерийские удары по огневым точкам. А мы посередине", — говорит "ответственный за безопасность".
В отличие от Дамаска, боевики в Алеппо не окружены: они контролируют районы, которые имеют выход либо к западным, либо к северным окраинам города. Оттуда им приходит снабжение и подкрепление из Турции и соседней провинции Идлиб.
В последние дни террористы начали испытывать трудности с боеприпасами и оружием. Армия, курдские боевые отряды и ополчение ведут стремительное наступление на севере провинции Алеппо, прорываясь к турецкой границе, чтобы перерезать пути снабжения боевиков. Понимая, что скоро очередь дойдет и до них, боевики стали чаще нападать на населенные курдами кварталы в центре Алеппо и хаотично обстреливают жилые районы города.
Эта ночь не стала исключением: сирийская армия начала обстрел позиций террористов в Салах-ат-Дине, взрывы слышались с интервалом менее пяти минут. В ответ периодически самодельные ракеты летели и с захваченной боевиками территории.
Жители района привыкли к ночной канонаде. По темным, не освещенным улицам люди неспеша шли по своим делам, водители спорили за право проезда на перекрестках и лишь машины скорой помощи непрерывно уезжали и приезжали в центральный госпиталь.
Результатом ночной бойни в этот раз стала гибель четырех жителей Алеппо. Восемь жителей Салах-ат-Дина утром проснутся в больнице с ранениями от минометного обстрела.
Развитие ситуации — в спецпроекте РИА Новости "Война в Сирии" >>