ПРАГА, 16 фев – РИА Новости, Александр Куранов. Совместное произведение Моцарта, Сальери и Корнетти, которое обнаружили сотрудники архива Чешского музея музыки, было впервые за последние 200 лет исполнено во вторник в Праге на клавесине известным чешским органистом Лукашом Вендлом.
Сотрудникам архива музея удалось расшифровать инициалы на одной из публикаций, хранившихся в каталоге работ известного венского придворного либреттиста конца 18-го – начала 19-го века Лоренцо да Понте в фонде композитора Антонио Сальери. Оказалось, что соавторами музыки к кантате Понте Per la Ricuperata Salute di Offelia являются не кто иные, как Вольфганг Амадей Моцарт, Антонио Сальери, а также капельмейстер Корнетти. Полное имя и какие-либо факты о жизни последнего пока остаются для специалистов неизвестными.
Впервые об этой кантате упоминается в венском каталоге произведений Моцарта, изданном в 1937 году. Однако ее существование лишь декларируется на основании объявлений в венских газетах Wiener Blättchen и Wiener Realzeitung, опубликованных в 1785 году. Каталог приводит упоминание о кантате с дополнением, что все ее напечатанные экземпляры считаются утерянными.
В конце 2015 года, в ходе изучения каталога архива, удалось расшифровать авторов произведения, ранее скрывавшихся на страницах либретто под инициалами. Уникальность публикации подтвердил немецкий музыковед и композитор Тимо Йоко Германн во время работы с on-line каталогами Чешского музея музыки.
Как свидетельствуют материалы из архива пражского музея, Понте, Моцарт, Сальери и, видимо, Корнетти были страстными почитателями таланта популярной оперной певицы того времени англичанки Нэнси Стораче. Во время своего пребывания в Вене она выступили в 20 операх, была первой представительницей Офелии в опере Сальери La grotta di Trofonino, а также первой исполнила роль Сюзанны в "Свадьбе Фигаро" Моцарта.
После этого Моцарт продолжал тесно сотрудничать с оперной дивой. Накануне возвращения Нэнси Стораче в Англию композитор сочинил концертную арию Chio Mi scordi di te? ("Не забудешь меня?") и при прощальном исполнении сам аккомпанировал певице на рояле.
Находка в Праге считавшегося потерянным произведения имеет еще один аспект: она противоречит распространенным представлениям об отношениях Моцарта и Сальери и пресловутой истории о том, что Сальери якобы из зависти отравил Моцарта. Данные пражского музея музыки свидетельствуют о том, что между композиторами были вполне уважительные, корректные отношения двух коллег. Более того, сын Моцарта был определен в ученики именно к Сальери.