Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Политика Анкары и Эр-Рияда в отношении Дамаска становится все прозрачнее.
13 — 14 февраля Турция подвергла артиллерийскому обстрелу несколько районов на севере Сирии, включая позиции правительственных войск САР.
14 февраля 12 турецких пикапов, оборудованных пулеметами, пересекли турецко-сирийскую границу и углубились на территорию Сирии, а Министерство обороны Саудовской Аравии подтвердило, что их военные самолеты размещены на турецкой базе Инджирлик у границы с Сирией. При этом турецкая артиллерия продолжила обстрел провинций Алеппо и Латакия, а Саудовская Аравия допустила силовое свержение президента Сирии.
Сирийские курды отвергли ультиматум Турции, которая своими безответственными действиями раскручивает широкомасштабный конфликт.
Большая война
Попытки турецкого премьера посредством артиллерии руководить жизнью народа соседней страны, видимая активность Саудовской Аравии и НАТО свидетельствуют о подготовке к большой войне на Ближнем Востоке.
В Саудовской Аравии начались широкомасштабные 18-дневные учения с участием 150 тысяч военнослужащих из 25 стран, и это уже вызвало напряжение в соседнем Ираке.
Параллельно Вооруженные силы Великобритании маневрируют в соседнюю с Сирией Иорданию в составе 1600 военнослужащих и 300 единиц бронетанковой техники с целью обеспечения развертывания 30-тысячной группировки в кризисной зоне.
Насколько уместны эти маневры?
Понятно, что наземная операция в Сирии приведет к продолжению войны с качественно новой интенсивностью. И все же Саудовская Аравия заявила о готовности направить военнослужащих в Сирию при условии согласования с командованием международной коалиции во главе с США. Аналогичную готовность ранее выразили ОАЭ, Бахрейн и Катар. Непрозрачный формат согласования может допускать внешне самостоятельные действия упомянутых стран.
Ситуация в Сирии напоминает математическую формулу, в которой можно изменить какие-то цифры, но не суть действия — скрытая (гибридная) агрессия Турции и Саудовской Аравии против Сирии вполне закономерно переходит в прямую интервенцию. Не исключено, что для защиты своих позиций в Сирии и на Ближнем Востоке Анкара готова пойти даже на прямой военный конфликт с Россией.
Турция и Саудовская Аравия отчаянно пытаются восстановить равновесие противоборствующих сил в Сирии, однако поддерживаемые этими странами боевики отступают под натиском сирийской армии и российских ВКС. Дамаск последовательно расширяет государственный контроль над сирийской территорией, тем самым снижая влияние Анкары. И остается только один способ сохранить влияние или хотя бы лицо — наземное вторжение в Сирию.
Наземное вторжение в Сирию встретит жесткое противодействие правительственных войск и союзников САР. И все же Турция не отказалась от давних планов создания буферной зоны безопасности в соседней стране, и 98-километровой бесполетной зоны. Возможно, в Анкаре планируют преодолеть сопротивление с помощью региональных союзников — Саудовской Аравии, ОАЭ, Катара, Бахрейна, а на случай серьезного вмешательства Ирана и России (по просьбе законного правительства САР), есть надежда на помощь союзников по НАТО. И авиация Саудовской Аравии подтянута в зону конфликта как раз для того, чтобы на первом этапе избежать столкновения в воздухе ВВС Турции (НАТО) и ВКС России. Таким образом, американцы для начала изучат практические возможности российской системы ПВО.
Обречены на ответный удар
В широком смысле нынешний ближневосточный конфликт представляет две стороны: НАТО и суннитский мир, Россия и шиитский мир. И все же в этой геополитической схватке Турция рискует больше других, ведь вытесненные из Сирии на турецкую территорию террористические группировки неизбежно обострят хроническое течение гражданской войны в стране.
Официальные лица в Анкаре отрицают подготовку к интервенции, однако в начале февраля России не разрешили провести наблюдательный полет вдоль турецкой границы в рамках Договора по открытому небу. Позднее президент Реджеп Эрдоган признал, что Турция не останется в стороне, если ее пригласят участвовать в будущей кампании. Экспромты в военном деле маловероятны, а планирование проходит множество этапов и согласований.
Успех войск САР в Алеппо меняет ход войны, восстанавливает правительственный контроль над стратегическим коридором между Турцией и Сирией. Не исключено, что недавние межсирийские переговоры в Женеве были организованы с целью приостановить взятие города Алеппо. Переговоры не оправдали надежд. Россия отказалась от прекращения огня по боевикам на время переговоров в Женеве, а "умеренные террористы" оказались недоговороспособными.
Сохранение светского государства САР в его нынешних границах и президент Башар Асад у власти для руководителей Турции равнозначны тяжелому военному поражению. Для Саудовской Аравии это означает утрату претензий на лидерство в суннитском мире. Если они видят свой исторический шанс в открытой агрессии против Сирии, остановит ли их Вашингтон?
В самом крайнем случае, если Турция и Саудовская Аравия введут войска в Сирию, на стороне Дамаска выступит давний региональный соперник Эр-Рияда — Тегеран. И тогда боестолкновения быстро перерастут в широкомасштабную войну. США традиционно поддержат Саудовскую Аравию и своего союзника по НАТО — Турцию. Россия и Китай помогут Ирану. Дальнейшее развитие событий непредсказуемо.
При этом президент САР Башар Асад не является главной целью войны. Нефть и только нефть является детонатором агрессивной внешней политики Анкары и Эр-Рияда. Если проложить нефтепровод из Саудовской Аравии в Европу (через Сирию и Турцию), это принесет огромные выгоды, в Европе позволит отодвинуть на второй план энергоносители России. Успешному проекту мешает лишь особая позиция Сирии.
В ответ на агрессивные действия Турции власти Сирии 14 февраля направили письма Генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну и Совету Безопасности с призывом к всемирной организации выполнить свои обязательства и положить конец преступлениям турецкого режима. Однако в сложившейся реальности ООН не располагает действенными механизмами торможения конфликта. Ближний Восток как никогда близок к самой широкомасштабной войне в своей истории.