ГБУЗ "Детская городская клиническая больница № 4 им. В.С. Гераськова" в Новосибирске стала одним из лидеров рейтинга "Поликлиники России", набрав 8.284 балла по десятибалльной шкале. Главврач Владимир Протопопов рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости о том, как лечат детей в лучшей поликлинике сибирского региона.
– Владимир Владимирович, как Вы узнали о победе в рейтинге?
– Неожиданно и совершенно случайно. Главному врачу с утра некогда по интернету походить. Но в Министерстве здравоохранения Новосибирской области есть такой замечательный специалист отдела детства и родовспоможения Белецкая Ольга Акимовна. Она всегда в курсе всех самых важных дел и событий. Позвонила и сказала: "Ну, вы даете!". Вот так я и узнал.
– Четвертая городская детская больница уникальна тем, что совмещает первичную и специализированную медицинскую помощь…
– Да, наше учреждение включает в себя и многофункциональный стационар для недоношенных детей, и всю сеть амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, и консультативно-диагностический центр. Обслуживаем практически половину детского населения самого крупного в городе Ленинского района. На два поликлинических отделения приходится до 350-380 тысяч вызовов в год. Это приличная нагрузка. Ведем диспансеризацию, в том числе, детей оставшихся без попечения родителей, инвалидов.
Параллельно учимся основам менеджмента. Раньше бактериологическая, клиническая и биохимическая лаборатории располагались в разных зданиях, и это было очень неудобно для пациентов. Да и накладно для бюджета. Мы их объединили, выиграв, в том числе, и по деньгам. У нас наличествует вся линейка специалистов, от гинеколога до пульмонолога, несмотря на трудное время в экономике.
– Как удалось избежать кадрового голода?
– Средний размер зарплаты медработников у нас намного выше, чем рекомендует "дорожная карта": 29 вместо 26 тысяч. Поясню, просто мы не нашли необходимым создавать фонд экономии главного врача. Деньги выплачиваем без задержек и по максимуму. По принципу "сколько есть, столько и есть". Как результат, и процент занятости по штатным должностям высокий, укладывается в нормативы.
– Молодых перспективных врачей заранее присматриваете в университете?
– Да, два раза в году на ярмарке вакансий в нашем Новосибирском государственном медицинском университете к нам подходят выпускники, делятся планами. Мы заключаем с ними соглашения, а потом… Потом срабатывает, как я догадываюсь, человеческий фактор, и они куда-то исчезают. Кто-то к папе на кирпичный завод, кто-то дальнобойщиком, кто-то в пиццерию. При ежегодном выпуске в 300 человек в практическую медицину приходят 70, максимум 100 молодых докторов. Это печально.
– Боюсь, что Вы опередили следующий вопрос: какую из решаемых на посту руководителя проблем считаете самой злободневной?
– С 2010 года, когда, признаюсь, без особого желания поменял работу детского уролога на нынешнюю, и по сей день единственной и основной остается задача сохранить коллектив. Средний возраст сотрудников больницы составляет 52 года, вот проблема. Иначе говоря, чтобы не потерять команду, приходится значительную часть усилий фокусировать на поиске и воспитании достойной смены. Молодой специалист должен чувствовать, что окружен заботой профессионалов, учителей. Вот это мы теряем. Если наше поколение врачей еще помнит своих педагогов, то сегодня спросите у молодого специалиста, кто твой учитель, он задумается, но даже не поймет что это такое, да он и не знает. Потому что как-то прервалась эта связующая нить.
– Что-то не так в консерватории?
– Теория никогда не может отрываться от практики. Нельзя космонавта без специальной тренировки сразу посадить в ракету, он погибнет. То же и со студентом-медиком. Ему нужна практика, практика и еще раз практика, его надо школить, гонять на дежурства, обязывать трупы оперировать. Сейчас в медицинских вузах трупов нет, используют пластиковые игрушки силиконовые, которые глазками моргают, сердце у них бьется, они хрипят, разговаривают. Но это манекены. На мой взгляд, опыт врача приобретается и наращивается только в общении с реальными людьми, с больными и авторитетными коллегами. Тренажер – это теория. Практика – это когда учитель делает, а ты стоишь рядом и ассистируешь. Сейчас, к сожалению, тот, кто оперирует, делает два эти дела сразу: стоять рядом некому, молодежи мало.
– Чем все-таки отличается общение с больным от ситуации, когда вы контактируете с манекеном?
– Есть такой термин в медицине: "динамическое наблюдение", то есть наблюдение во времени. Вот человек, больной. Сейчас температуры у него нет, он не задыхается, а через час и то, и другое дают о себе знать – то есть, "динамика" постоянно задает тебе, врачу, головоломные вопросы, ситуации. Кроме того, каждый пациент, записавшийся к доктору, никогда не похож на предыдущего, да он и сам меняется ежесекундно. А тренажер всегда один и тот же. Разница только в этом "пустяке", но он для студента и педагога принципиален.
– Чем Вы гордитесь, что Вам по-настоящему интересно в текущей работе?
– Я горжусь теми докторами и медицинскими сестрами, которые, несмотря на все, о чем мы с вами говорили выше, приходят в профессию. Умные, талантливые, работоспособные. Не всегда и не с ходу все получается. Кого-то приходится переучивать на другую специальность, а кому-то я говорю: "Извини, похоже, медицина – это не твое". Порой я даже откровенно их гоню, а они в ответ: "Хотим!". Не уходят, пробуют снова и снова. Вгрызаются. А там, глядишь, и другим помогают освоить азы профессии. Таких мало, ну и что. Я все равно ими горжусь.
– "Качество медицинской помощи" – что Вы вкладываете в это понятие?
– Это и своевременное обновление оборудования, и вся разветвленная многослойная система подготовки специалистов. Ну, много факторов. И расположение клиник, и удобство передвижения по этажам зданий, по территории больничного комплекса.
– Вы согласны, что попали в десятку лучших поликлиник страны?
– Нет, не согласен, разумеется, хотя дайте подумать… Есть учреждения намного более комфортабельные, технически вооруженные. Но наши люди – понимаете, коллектив, который работает даже в таких, местами не самых красивых условиях, он точно самый лучший.
– Как бы Вы прокомментировали присвоенный экспертами вашему центру индекс благополучия – 8.284 балла, при максимальном балле 10?
– Оценка весьма лестная. Но я бы уточнил: по условиям рейтинга, в списки для голосования были внесены только поликлиники и поликлинические отделения медицинских комплексов. Тем не менее, эту победу я считаю заслугой всего коллектива нашей больницы.