МОСКВА, 12 фев — РИА Новости. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона потребляют 75% мирового производства сжиженного природного газа (СПГ); лидерами потребления являются Япония, Южная Корея и Китай, говорится в презентации руководителя СПГ-направления в Азиатско-Тихоокеанском и Средиземноморском бассейнах аналитической компании ICIS Романа Казьмина.
Суммарно в 2014 году Азия потребила около 180 миллионов тонн СПГ против 178,36 миллиона тонн годом ранее. В частности, потребление в Японии составило 89,2 миллиона тонн, в Южной Корее — 37,62 миллиона тонн, в Китае — 18,98 миллиона тонн, Индии — 14,54 миллиона тонн, в Тайване — 13,45 миллиона тонн, Юго-Восточной Азии — 6,3 миллиона тонн.
Вторым крупнейшим потребителем СПГ в мире после Азии выступает Европа (14%), далее Южная и Северная Америки (5% и 4% соответственно) и Ближний Восток — (2%).
Япония
В 2014 году Япония потребила 89,2 миллиона тонн СПГ против 87,98 миллиона годом ранее. Согласно энергетическому плану Министерства экономики, торговли и промышленности Японии до 2030 года, доля газа в энергобалансе страны должна составить 27% против 43% в 2014 году, доля угля — 26% против 30%, ядерной энергетики — 21% против нынешних 2%, возобновляемых источников энергии — 14% против 2%. Гидроэнергетика должна остаться на уровне 9%, а доля нефти — снизиться до 3% с нынешних 15%.
В своей презентации Казьмин также рассматривает тенденции долгосрочных поставок СПГ в Японию. Контракты примерно на 30 миллионов тонн в год с японскими покупателями номинально истекают между 2015 и 2020 годами, включая контракты на более 10 миллионов тонн ежегодно с Malaysia LNG (Малайзия), 4,7 миллиона тонн с ADGAS (ОАЭ) и 4,6 миллиона тонн в год с NWS (Австралия), отмечает эксперт.
"Японские покупатели уже привыкли закупать СПГ у Австралии, Папуа – Новой Гвинеи и Индонезии (Senoro-Donggi) до случая на АЭС "Фукусима", но активизировали закупки в ожидании, что долгосрочный спрос на СПГ возрастет, замедлив тем самым переход к атомной энергетике", — говорится в презентации.
Японские компании изначально поздно заметили СПГ из США, но успели заключить контракты почти на 17 миллионов тонн в год СПГ непосредственно с американских проектов, отмечает эксперт. Например, у Mitsui и Mitsubishi есть так называемые толлинговые соглашения на 4 миллиона тонн в год давальческого сырья каждое из Камеруна, а у Chubu Electric и Osaka Gas есть такие же соглашения на давальческое сырье по 2,2 миллиона от Freeport.
В период с 2009 по 2014 годы японские компании обеспечили почти 40 миллионов тонн в год долгосрочного СПГ от проектов в Австралии, США и от портфельных поставщиков.
Южная Корея
Казьмин напоминает, что компания Korea Gas (KOGAS) создана в качестве монопольного импортера СПГ и газового оптовика, что позволило KOGAS стать крупнейшим в мире покупателем СПГ. В управлении компании находятся 4 СПГ- терминала: Пхентхэк, Инчхон, Тхонъен и Самчхок, которые имеют в общей сложности 64 резервуара вместимостью 4,4 миллиона тонн.
Кроме того, компания GS Caltex и поставщик бытового газа SK E & S совместно разрабатывают в Порене (Boryeong) терминал пропускной способностью 3 миллиона тонн в год, который начнет функционировать в 2017 году.
Среди долгосрочных проблем развития СПГ в Южной Корее, эксперт указывает, что страна пытается развивать конкуренцию для KOGAS, но это имеет некоторые трудности в связи с сильным сопротивлением со стороны профсоюзов и самой KOGAS.
У KOGAS есть несколько среднесрочных контрактов примерно на 5 миллионов тонн в год СПГ с BG, RasGas, NWS, которые истекают в последующие 2 года. Также у KOGAS есть новые долгосрочные контракты с Gladstone СПГ на 3,5 миллиона тонн в год, Donggi-Senoro на 0,7 миллиона тонн тонн и Sabine Pass на 2,8 миллиона тонн. Также есть сделки с Shell и Total в общей сложности на 5,6 миллиона тонн.
Китай
Китай в 2014 году потребил 18,98 миллиона тонн СПГ. "Китай занимает третье место по потреблению природного газа, но в мировом спросе на первичную энергию имеет долю лишь 5-6%. В сентябре 2013 года в китайском правительстве разработали амбициозные экологические задачи, которые призваны уменьшить загрязнение воздуха и способствовать переходу с угля на газ", — напоминает эксперт.
Перед регионом, охватывающим территорию Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй, стоит задача сократить потребление угля на 85 миллионов тонн к 2017 году, что эквивалентно 50 миллиардам кубометров газа. К 2020 году доля угля в энергобалансе Китая должна снизиться до 56% по сравнению с 63% в 2015 году, доля нефти — 17% против 18%, природного газа — 12% против 8%, неископаемые виды энергии — 15% против 11%.
Собственное производство газа в Китае в 2015 году составило 132 миллиарда кубометров, к 2019 году этот показатель должен составить 170 миллиардов. При этом, импорт газа к 2020 году должен вырасти до 148 миллиардов с нынешнего уровня около 60 миллиардов.
Закупки газа Китаем у Туркменистана в 2014 году достигли 30 миллиардов кубометров, а к 2021 году его планируется нарастить до 65 миллиардов кубов. Также поставщиками газа в страну были Катар (около 10 миллиардов кубометров), Австралия, Индонезия, Малайзия и прочие (примерно по 5 миллиардов кубометров).
Китай также будет получать 38 миллиардов кубометров газа в год из России по газопроводу "Сила Сибири". Также между "Газпромом" и CNPC подписано рамочное соглашение на поставку 30 миллиардов кубометров в год через западный маршрут (газопровод "Сила Сибири-2").
Кроме того, китайские покупатели подписали специальные соглашения (SPA, Special Prorate Agreement) с целью импорта более 70 миллиардов кубометров СПГ в год в 2020 году.
Экспорт газа из Китая составляет пока около 30 миллиардов кубометров, к 2020 году этот показатель планируется довести до 43 миллиардов. "Добыча традиционного газа в Китае выросла примерно на 10% в 2014 году — до 128 миллиардов кубометров, но этот объем все равно не сможет удовлетворить китайский спрос, да и некоторые производственные центры являются довольно дорогостоящими", — говорится в презентации.
При этом стоимость бурения скважин в Китае в 4 раза выше, чем в США. Сложное геологическое строение, большое расстояние от рынков сбыта, отсутствие технологий и неблагоприятный климат — все это также является причинами низких темпов прогресса в собственной газодобыче Китая.
Казьмин также отмечает, что в настоящее время суммарная мощность регазификационных терминалов СПГ в Китае составляет более 40 миллионов тонн в год. В общей сложности 16,5 миллиона тонн в год новых мощностей находится в стадии разработки, а также было объявлено о 14 новых и расширенных проектах СПГ с целью увеличения производительности еще на 40 миллионов тонн в год.
Также эксперт рассматривает ценообразование на газ в Китае. Так, реформа рынка газа от июля 2013 года вводит более рыночно-ориентированный механизм ценообразования, который является связующим звеном между ценами франко-газа распределительной сети и контрактами, основанными на индексации нефти. После 2020 года планируется переход от госрегулирования к рыночной ориентации (индекс Henry Hub и биржевые цены).
Индия
Индия является четвертым по величине рынком СПГ, потребление в 2014 году составило 14,5 миллиона тонн. Правительство страны ставит планы увеличить долю природного газа с 9% до 20% к 2025 году.
"Стратегическая близость Индии с Ближним Востоком и Атлантическим бассейном, а также разнообразие потребителей, позволила ей стать одним из наиболее последовательных ликвидных рынков по спотовым поставкам СПГ за пределами Восточной Азии", — говорится в презентации Казьмина.
Однако, эксперт указывает, что развитие газового сектора и потребление "голубого топлива" в Индии сдерживается системой ценообразования и инфраструктурой. "Индийские покупатели СПГ — GAIL, Petronet, GSPC (и в меньшей степени Reliance) чувствительны к цене. Индийские внутренние цены основаны на различных методах ценообразования, но последняя реформа от 2014 года основана на комплексной средневзвешенной цене Канады, России, США и Великобритании. Это означает, что уровни цен пока не способствуют долгосрочному импорту СПГ", — пишет эксперт.
В настоящее время в Индии есть четыре операционных терминала (Dahej, Hazira, Dabhol и Kochi), но терминалы Dabhol и Kochi имеют ряд ограничений.