НУБЕЛЬ (провинция Алеппо, Сирия), 12 фев – РИА Новости, Михаил Алаеддин. Террористическая группировка "Джебхат ан-Нусра" (запрещена в РФ) с 2012 года осаждала шиитские города Нубель и аз-Захра на севере сирийской провинции Алеппо. Жители городов отказались сдаваться и на протяжении почти четырех лет держали оборону собственными силами, пока 3 февраля сирийская армия при поддержке ВКС РФ и ВВС Сирии не прорвала блокаду и отбросила врага на безопасное расстояния.
Корреспондент РИА Новости одним из первых иностранных журналистов посетил Нубель и стал свидетелем того, как восстанавливается жизнь города, а также узнал, что чувствуют его жители, обретя долгожданную свободу.
Кровь пролилась не зря
В городах Нубель и аз-Захра живут мусульмане-шииты, всего порядка 70 тысяч человек. Меньшая часть людей смогла покинуть город до осады. Шииты в начале войны оказались "в ненужном месте, в ненужное время". Деревни вокруг были захвачены террористами, всего в 40 минутах езды — граница с Турцией и приграничные города, которые со временем стали как распределительные пункты иностранных наемников, приехавших в Сирию воевать.
"Начинающий" моджахед, попадая в один из "распределительных пунктов", имеет право выбора: направо пойдет — в Ракку к "Исламскому государству" попадет, налево потянет — в Идлиб к "Дебхат ан-Нусра" (обе террористические группировки запрещены в РФ) пристанет.
Выбора не было у жителей городов Нубель и аз-Захра. Живущие здесь шииты понимали, что если сопротивления не будет, то террористы ворвутся в их города и учинят самую кровавую массовую казнь в современной истории. Те, кто управляет террористами, давно вселили в головы своих марионеток, что шииты это "враг номер один".
"Мы знали, что они никого не пожалеют. Поэтому терять было нечего. Армия не могла прорваться к нам. Мы оказались отрезаны от внешнего мира. Бились насмерть. Поверьте, нет ни одного мужчины, который бы не взял в руки оружие. И мы выстояли. Погибло около тысячи наших братьев за эти годы. Но раз мы сейчас с вами здесь стоим, значит, их кровь была пролита не зря", — рассказывает мужчина лет 50 – Али Салями.
Жизнь кипит
На центральной площади Нубель заметна суета. Бесконечные мопеды и машины пытаются прорваться сквозь сотни людей, занятых своими делами. Увидев гостей, дети и взрослые окружают их со всех сторон. Люди счастливы и просто соскучились по общению с иноземцами. У каждого своя трагическая история, которой он хочет поделиться.
В город привезли мясо, овощи, фрукты и солярку. Такой "роскоши" местные жители не видели давно. Причем цены в два раза дешевле, чем в больших городах. Один старик, стоя рядом с ящиком яблок, показывает на них и демонстративно спрашивает ребенка рядом: "Что это?". Малыш застенчиво молчит.
"Понимаете, такие, как этот ребенок, выросли в осаде. Они не знают вкуса почти всех этих фруктов. Потому что здесь не было даже лука, что говорить о фруктах", — объясняет свои действия старик, крепко держа в руках купленное.
Город находился в плотном кольце, боевики не пропускали конвои гуманитарной помощи. Доставлять вещи первой необходимости и боеприпасы для ополченцев было возможно лишь по воздуху. Самолеты с большим риском на низких высотах сбрасывали контейнеры со всем необходимым. Но помощи хватало на несколько дней, потом города вновь погружались в голодную тьму. Электричество здесь до сих пор не восстановлено. С момента прорыва прошла всего неделя. За это время власти смогли завезти партию баллонов с бытовым газом и несколько дизельных генераторов, которые установили в местной больнице и некоторых других зданиях.
В город продолжают приезжать родственники со всех уголков Сирии. На машинах государственные флаги, символика ливанского движения "Хезболла", бойцы которого принимали активное участие в прорыве блокады.
Куда не посмотрю, везде люди обнимаются и поздравляют друг друга. На домах и мечетях плакаты с лозунгами: "Спасибо героям за нашу свободу", "Мы помним о наших братьях в Фуа и Кефрайа и придем, что бы освободить их".
На мгновение горожане на площади тревожно замирают. К центру подъехал пикап, в кузове которого лежат тела обнаруженных под завалами на окраине. После того как несколько человек заглянули в кузов, два бойца начали расчищать транспорту дорогу и он продолжил путь.
Наступление на севере Алеппо в самом разгаре
Жители городов Фуа и Кефрайа в провинции Идлиб переживают ту же судьбу, что и их братья по вере в Нубель и аз-Захра. По всей видимости, прежде чем начать прорыв в соседней провинции, сирийские генералы решили полностью освободить провинции Алеппо, Латакия и Хама. По последним сообщениям с фронта, им это постепенно удается. Идлиб находится между тремя вышеперечисленными провинциями. Однако тревожит военных открытая граница с Турцией на севере, откуда террористы регулярно получают всестороннюю поддержку.
На севере Алеппо боевиков удалось отбросить почти на 10 километров от Нубеля и аз-Захры. Ближайший отсюда оплот террористов в городке Кафрная. Еще вчера там шли ожесточенные бои. Боевики, засевшие там, понимали, что сдержать штурм сил у них не хватит. Террористы вывезли из города 500 человек, членов своих семей, и намеревались забрать боеприпасы.
"После того, как последние жители Кафрная покинули его, самолеты устроили террористам настоящий ад, уничтожив автоколонны, везущие боевикам боеприпасы и провизию. Грузовики горели вдоль всей трассы, ведущей к турецкой границе", — рассказывает один из командиров ополчения – Рида.
Здесь, помимо регулярных войск, за трассу бьются сразу несколько вооруженных формирований. С северо-востока наступают бойцы курдских сил самообороны. Среди ополченцев гуляют слухи, что курды уже ведут бои на окраинах пограничного города Аазаз. А моджахеды там призывают всех своих подельников из ближайших деревень прийти на помощь, чтобы удержать контроль над границей. Со стороны города Алеппо приближаются передовые отряды армии и народного ополчения, между ними и курдами всего два поселения.
Успехи на северном фронте явно беспокоят руководство стран, поддерживающих боевиков "Джебхат ан-Нусра" и их союзников. Анкара и Эр-Рияд всерьез заявляют о вводе войск на территорию Сирии под предлогом борьбы с террористической группировкой "Исламское государство". Дамаск обещает жестко наказать незваных гостей за нарушение суверенитета. А вести об освобождении Нубель и аз-Захра, по мнению экспертов, стали причиной срыва первого раунда межсирийских переговоров в Женеве. Представители оппозиции, узнав об успехах армии, просто отказались что-либо обсуждать.
Жители вновь наполненных жизнью городов интересуются всем происходящим на международной арене. Каждый внимательно следит за заявлениями как дружественных стран, так враждебно настроенных. Они, как никто другой, понимают, что если сюда придут чужие армии, их недолгое счастье вновь оборвется и им, живущим вблизи от границы, достанется в первую очередь.
"Мы долго воевали и имеем опыт. Кто бы ни пришел, мы готовы защищаться. Но все же лучше бы к нам чаще приезжали друзья и родные. Чтобы наши дети могли спокойно играть, а мы просто жить. Мы же никому не делали зла. Но здесь в каждой семье кто-то погиб, не считая раненых. Мы хотим мира, но готовы к войне и доказали это", — говорит Али, приглашая на кофе.
Кажется, что люди к нам уже привыкли. Все уже успели поблагодарить российскую авиацию за помощь в прорыве блокады. Здесь жители по-настоящему ценят друзей. Проявляют традиционное сирийское гостеприимство и предлагают разделить с ними обед, приготовленный из того немногого, что появилось на прилавках местных магазинов.
Люди от счастья, кажется, забыли о том горе, что им пришлось пережить в последние годы. Остается лишь надеяться, что дети узнают вкусовые особенности овощей и фруктов и навсегда забудут, на что похож звук автоматной очереди или разорвавшейся мины.
Развитие ситуации — в спецпроекте РИА Новости "Война в Сирии" >>