Пепельная среда — начало Великого поста у католиков
Первый день Великого поста у католиков получил свое название от древнего обычая, по которому в этот день во время мессы священник в знак их покаяния наносит на лоб верующим знамение креста освященным пеплом пальмовых ветвей, произнося: "Прах ты и в прах возвратишься", или "Обращайтесь и верьте в Евангелие".
Эти ветви обычно хранятся в храме со времени процессии в Пальмовое (в России у православных — Вербное) воскресенье — праздника Входа Господня в Иерусалим. В Пепельную среду их сжигают (огонь, в котором они сгорают, символизирует огонь любви, который превращает все грешное в прах), а собранный пепел освящается по особому чину перед первой мессой.
Обычай этот имеет ветхозаветные корни: в Библии говорится, что кающиеся облачаются во власяницу и посыпают голову пеплом в знак сокрушения и покаяния в грехах.
Священники в этот день совершают литургии в фиолетовых облачениях — этот цвет символизирует покаяние и надежду на перемену жизни кающихся прихожан к лучшему.
Появившийся в VIII веке обряд посыпания голов верующих пеплом выражал солидарность, единение всех кающихся. Причем, в древней церкви освященный пепел получали только публично кающиеся, а сам обряд завершался покаянной процессией. В XI веке папа Урбан II объявил его обязательным для всей католической церкви.
В Пепельную среду принято соблюдать строгий пост. А тем, кто не смог в этот день участвовать в мессе, близкие обычно приносят освященный пепел и посыпают им их головы.
Преподобный Ефрем Сирин
Один из величайших христианских богословов и поэтов, сам Ефрем Сирин называл себя "неученым и малосмысленным", хотя его учености удивлялся даже Василий Великий, а его сочинения, еще при его жизни переведенные на греческий, в церквях читали после Евангелия.
Родился он в Низибии, на границе Персии и Римской империи, в самом начале IV века и, согласно житию, был сыном языческого жреца, который за обращение ко Христу выгнал сына из дома. По преданию, в юности Ефрем был безрассудным и раздражительным, но, случайно попав в тюрьму по обвинению в краже овец, многое понял и, выйдя на свободу, стал учеником местного подвижника Иакова Низибийского, сына Гефальского князя, получившего хорошее образование, но с юности полюбившего уединение и долгое время жившего в горах под открытым небом, питаясь плодами и зеленью.
Свяитель Иаков поручал Ефрему читать проповеди, обучать детей в училище, а в 325 году взял его с собой на Первый Вселенский собор в Никею. 14 лет, до самой смерти учителя, Ефрем был его послушником, а потом остался жить отшельником в горах и только после взятия Низибии персами в 363 году поселился в окрестностях Едессы и прожил там до 70-х годов IV века, отказавшись от епископского сана, предложенного ему Василием Великим.
Помимо составленных им и вошедших в богослужебный канон молитв, преподобный Ефрем Сирин оставил около тысячи сочинений, лучшую часть которых, по мнению исследователей, составляют его проповеди и пророчества.
Он говорит о покаянии, об удалении от мирской суеты, о борьбе со страстями, но, чуждый крайнего ригоризма, благословляет брак и семью, советует родителям заботиться о воспитании детей для жизни, о хорошем замужестве для дочерей, об определении сыновей на общественную и государственную службу. Его проповедь покаяния обращает мысль к христианскому учению о благости Божией, а уныние представляет тяжким грехом.
Самые известные проповеди Ефрема Сирина, ставшие святоотеческой классикой — это семь слов о Втором пришествии Христовом, о воскресении мёртвых, о страданиях Спасителя, о кресте, о терпении, о вере, о посте, о добродетелях и пороках, о гордости.
Но есть одно произведение, известное каждому православному христианину. Это о нем Пушкин писал:
"Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой…"
Это — молитва Ефрема Сирина: "Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь".
Эта покаянная молитва, составленная в IV веке, по сей день читается на всех православных богослужениях Великого поста.