Женевские переговоры между правительством Сирии и представителями сирийской оппозиции начались 29 января. В среду спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура заявил, что переговорах в Женеве наступила временная пауза. Глава делегации Дамаска Башар Джаафари заявил, что оппозиция получила "указания" из Саудовской Аравии, Катара и Турции покинуть переговоры. Делегация высшего комитета по переговорам от сирийской оппозиции (ВКП) заявила, что не выходит из переговоров по урегулированию, однако покинет Женеву и не вернется, "пока не увидит достижения прогресса на земле". При этом оппозиция считает, что к "провалу" переговоры привела правительственная делегация. Возобновление переговорного процесса ожидается 25 февраля.
Диалог — это уже успех
Эксперт считает, что на этом этапе успехом можно будет считать просто поддержание постоянного диалога между делегациями правительства Сирии и оппозиционных сил. "Если мировому сообществу удастся – пускай даже таким негативным исходом – наладить встречи сирийских противоборствующих сил на какой-то более постоянной основе, это уже будет большой успех. Они друг к другу привыкнут, по крайней мере, начнут дискутировать. Пусть не будут на первых порах приходить к консенсусу, но начнется диалог", — сказал Исаев.
"К этому нужно стремиться и, в общем-то, в этом и заключается задумка инициаторов этой встречи в Женеве", — полагает он.
Слабость оппозиции
"Группировки пытаются продемонстрировать себя в выигрышном положении, придать себе вес таким образом, показать, что они в этом не нуждаются переговорном процессе, они и так все проблемы свои решат на поле боя. Я не думаю, что это отражает реальное положение сил. Безусловно, нет. Это говорит как раз-таки об их слабости. Они чувствуют, что в данном переговорном процессе их мнение, их голос не очень слышен", — сказал эксперт.
"В противном случае, зачем бы им срывать переговоры, в которых бы они доминировали? Переговоры обычно срывает та сторона, которая чувствует свою уязвимость, что ее голос остается неуслышанным", — считает он.
Возлагать вину за приостановку переговоров на спецпосланника ООН по Сирии Стаффана де Мистуру было бы также некорректно, полагает Исаев. "Не думаю, что нужно винить де Мистуру. Все-таки на него возложена достаточно сложная задача, с которой многие не справлялись. Де Мистура делает все, что возможно в его компетенции, но больше-то он не сделает", — говорит эксперт.
"К тому же, в отличие от предшественников на этом посту, он попал в самый неблагоприятный период. Эту ситуацию еще можно было решать в 2011, 2012 году, тогда это было гораздо реалистичнее, тогда могли действительно говорить о том, что спецпосланники ООН, наверное, не справились со своими функциями. А сейчас у де Мистуры роль пожарника, причем тогда, когда дом уже практически сгорел. Обвинять его в том, что он дотла сгорел, было бы не совсем корректно", — уверен Исаев.
Развитие ситуации — в спецпроекте РИА Новости "Война в Сирии" >>