Владимир Лепехин
Миграционный кризис в Европе, события в Фергюсоне (США) и откровенная поддержка Западом националистов на Украине, в Турции и ряде других стран свидетельствуют о том, что копирование многонациональной Россией зарубежных схем в области национальной политики может привести к серьезным потрясениям. Отсюда – нарастающее понимание, что у РФ должен быть свой собственный путь решения межэтических проблем и на этом пути важно не споткнуться о разного рода фантомы.
Российский народ и русская нация как единое целое
В последнее время в контексте усиленно стимулируемой извне русофобии все чаще и, как правило, в откровенно популистских форматах в российских СМИ и особенно в социальных сетях противопоставляются две крайние точки зрения на так называемый русский вопрос.
С одной стороны, мы имеем гипертрофированную "защиту" русского народа, оказывающуюся на деле медвежьей услугой тем, кто считает себя русским. С другой стороны, сама эта услуга – следствие пренебрежительного отношения к названному вопросу некоторых недалеких чиновников, этнологов и журналистов.
Полагаю, что в нынешней ситуации в России "русский вопрос", вне всякого сомнения, нуждается в самом компетентном обсуждении.
В действительности подобный подход лишает российские народы и диаспоры (всего их в РФ – более двухсот) права на идентичность и не только не решает национальный вопрос в России, но, напротив, противопоставляет эти народы друг другу и прежде всего русскому.
Подмена национальных статусов статусом новой, российской "нации" воспринимается любым российским народом как вызов и рождает ответную крайность – бегство представителей одних народов в "Исламское государство" (запрещена на территории РФ) и уход в глухую оппозицию власти других. Более того, мы видим, чем обернулось стремление отдельных проамериканских персонажей заявить о формировании единой "гражданской нации", например, на Украине.
Понятно, что для России не годится американская схема, и сегодня нужно назвать вещи своими именами, объявив попытки навязать многонациональному народу РФ американскую этномодель подрывной акцией, направленной на разрушение в России межнационального мира.
На самом деле народы русский и российский – не тождество: русский народ – нация, а российский – нет. Это разные общности со своими особенными и конкретными правовыми, культурными и иными характеристиками. Но одновременно они представляют собой нерасторжимое единство, в котором нет того, кто равнее.
Российский народ – совокупность проживаемых в России народов и наций, включая русскую. Статус российского народа закреплен Конституцией страны косвенно – как "многонационального народа" (см. Преамбулу и ст. 3 Конституции РФ). Особый статус русского народа также закреплен в Конституции РФ – и тоже косвенно: например, в статье 68 (государственный язык – русский), статье 70 (государственная символика на основе русской символики и столица — Москва) и статье 75 (денежная единица – рубль).
В силу терминологической и правовой неполной определенности понятий "российский народ" и "русский народ" в реальной жизни возникают различные напряженности. К примеру, в конституциях некоторых республик русский язык теряет статус родного языка.
Более того, сторонники американизации россиян почему-то считают, что, если в Конституции РФ сказано "многонациональный народ", стало быть, нет в России никакого другого народа, кроме российского. Ну а их оппонентам – по этой же, видимо, причине – кажется, что русский народ несправедливо ущемлен. Тем более что статусы некоторых других народов в составе российского (в отличие от народа русского) закреплены в Конституции РФ напрямую – через фиксацию в статьях 65-69 прав национальных республик.
Проблема усугубляется тем, что размытость статусов названных общностей воспроизводится не только на уровне обыденного сознания, но и в концептах, выносимых на обсуждение органов власти. К примеру, известный российский этнолог Валерий Тишков в своих трудах и "записках в инстанции" усиленно проталкивает понятие "российская нация". В частности, в статье "О российском народе и национальной идентичности в России" он – переиначивая слова президента РФ из послания Федеральному Собранию — называет народ России "российской нацией" и называет противников этой формулы "сторонниками этнического национализма", причисляя к ним прежде всего представителей "доминирующего народа – русских".
Фактически Тишков сначала объявляет русских "доминирующим народом", а затем обвиняет их в национализме.
В действительности же нет в нашей стране "российской НАЦИИ" и быть не может – если только не нивелировать в ней русскую, татарскую, чувашскую, чеченскую и все другие нации в составе российского народа.
Общее и особенное в русскости и российскости
Характерные особенности любого народа связаны с категорией "идентичность". В свою очередь, идентичности – это такие свойства, которые, проистекая из сущностей того или иного народа, определяют его базовые признаки и ценности.
Главный сущностно-отличительный признак любого народа – его язык.
Русская идентичность определяется также целой совокупностью черт, свойственных русской географии (обширное пространство), русскому экономическому (земледельческому) укладу, русской светской культуре (литература, театр, балет, кухня и проч.), а также русскому цивилизационному архетипу (ненасильственность, стремление к суверенитету и т.п.).
Еще одна определяющая русскую идентичность черта – это насыщенная событиями мирового значения тысячелетняя история Руси-России-СССР, включающая такие эпохальные события, как освоение Сибири, победа над фашизмом, выход в космос или освоение Арктики.
Сущностным признаком русскости пока еще остается (хотя в гораздо меньшей степени, чем еще сто лет назад) славянство – как особое отношение к этнически близким народам.
В свою очередь, особенности российского народа (определяющие его идентичности) проистекают прежде всего из его полиэтничности и поликонфессиональности. А потому важнейшими составляющими российскости являются культуры традиционных для России конфессий и интернационализм как одна из базовых ценностей российского народа.
Идентичности современного народа России – это также то, что перешло нам в наследство от "советского народа", к счастью, не ставшего "советской нацией". От него россиянам достались не только празднование Великой Победы и, к примеру, Большое советское кино, но также технократическое сознание значительной части населения и уважение к фундаментальной науке.
Таким образом, понимание подлинных объемов русского и российского возможно только в том случае, если вести речь о культуре – в самом широком смысле этого слова. Соответственно, главной объединяющей рамкой русского и российского являются не столько границы Российской Федерации, сколько социокультурные горизонты российской ЦИВИЛИЗАЦИИ, не противопоставляющей, по утверждению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, но объединяющей народы.
В этом смысле не дай Бог нам закрепить — юридически и идеологически, – по сути русофобское, татарофобское, калмыкофобское и т.п. понятие "российская нация", в силу чего в РФ может быть нарушен межнациональный мир.
А вот категория "российская цивилизация" должна получить соответствующее оформление и закрепление на всех уровнях, включая конкретные правовые акты. Уж поскольку это понятие означает тысячелетнюю целостность самоопределившихся культурно, этнически и конфессионально равноправных российских народов.
За этим понятием стоит единство трех трансрегиональных субцивилизаций – восточно-славянской (русской, земледельческой, лесостепной), тюркской (скотоводческой, кочевой) и финно-угорской (лесной), тысячелетиями развивавшихся во взаимообогащающем единстве. И сегодня важно, чтобы это единство не разрушили ни прозападные этнологи, ни чрезмерные защитники любого отдельно взятого народа.