ЗАЙЦЕВО (Донецкая область, Украина), 2 фев – РИА Новости. В маленькой комнате погас свет. "Вот и попали по ЛЭП. Теперь света нет во всем поселке", — раздается голос в темноте.
В маленьком поселке Зайцево, разорванном линией соприкосновения между ополченцами Донбасса и украинскими силовиками, такое не редкость.
"Причем это был прицельный залп. Мы чиним, а они постоянно перебивают. То же самое происходит и с очистными сооружениями", — говорит один из ополченцев самопровозглашенной ДНР.
Две высоты
Зайцево – небольшой пригород Горловки с населением около 3,5 тысячи человек. И ни одна, ни другая сторона конфликта не цеплялись бы за него так ожесточенно, если бы не стратегическое положение: в поселке две высоты, и если ВС Украины займут населенный пункт полностью, это даст им возможность обстреливать Горловку – крупный город по местным меркам.
Здание сельской администрации разрушено, коммунальщики приезжают из Горловки, и только несколько магазинов по-прежнему работают. Ситуацию, конечно, не сравнить с тем, что было до позапрошлой весны, но люди живут, работают.
Совсем другая картина ночью. С наступлением темноты начинается обстрел — свист пуль, разрывы снарядов, звуки боя слышны еще за несколько километров. Местность вокруг простреливается снайперами, и, чтобы подобраться к позициям ополченцев, нам пришлось несколько километров ехать с выключенными фарами.
"Пока не отгоним – не успокоятся"
Во время небольшого затишья удается пробраться в укрепленное здание, где держат оборону ополченцы.
"Вот это "Рапира", похоже, работает. У нас были сведения, что они на нас наведены. Ну вот и они заговорили", — поясняет один из командиров.
Позже выяснилось, что он прав, залп был сделан именно из этой артиллерийской системы. А в ЛЭП попали из танка, которого здесь, кстати, не должно быть – стороны конфликта уже давно заявляют, что все тяжелое вооружение отвели.
"Начинается все со стрелкового оружия. Покусали чуть-чуть. По "зеленке" прошлись. Одновременно начинают работать снайперы. Как только боец из окопа высунулся – посмотреть, откуда вспышки, — сразу работает снайпер. У них там все, что надо, есть: и тепловизоры, и прицелы с ночным видением. Если мы не отвечаем — начинает работать АГС (30-миллиметровый автоматический гранатомет – ред.). Если и на это не отвечаем, начинает работать миномет. Ну и пока мы их не отгоним, они не успокаиваются", — вздыхает он.
По мнению ополченцев, Зайцево пытаются взять в кольцо. "И если у них это получится, то это будет очень плохо. Это высоты. Зайдут сюда — и смогут обстреливать Горловку свободно. Уже понятно, что их задача — побольше разрушить. Но мы стоим. Этого допустить просто нельзя", — говорят ополченцы.
Через несколько часов стрельба утихает, бойцы взводят оружие и становятся в цепочку наизготовку. Это мера безопасности – вдруг в суматохе к зданию пробрались вражеские разведчики.
Машина, стоявшая во внутреннем дворе, не пострадала. Фары включать нельзя. Сдавать задним ходом — тоже нельзя. Бойцы вытолкали автомобиль, вручную развернули его в нужном направлении. Снова несколько километров без света, практически наощупь и на большой скорости. Через десять минут можно будет включить фары.