Во вторник председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отправляется на Ближний Восток. Делегация верхней палаты российского парламента посетит с официальным визитом Израиль, где состоятся встречи с руководством страны и лидерами политических движений.
В преддверии поездки Матвиенко рассказала РИА Новости о том, на каком уровне находятся сейчас российско-израильские отношения и что парламентам обеих стран предстоит сделать для их дальнейшего развития.
- Как вы оцениваете нынешнее состояние российско-израильских отношений?
— Израиль – одно из самых древних и в то же время самых молодых государств на планете. Отношения между нашими странами стали одним из узловых моментов его современной истории. Как известно, Советский Союз входил в число наиболее последовательных сторонников создания Государства Израиль, одним из первых признал его. С тех пор отношения обеих стран переживали периоды приливов и отливов, потепления и охлаждения, вплоть до их полного разрыва в 1967 году на долгие почти четверть века.
Жизнь показала, что ни одна из сторон ничего от этого не выиграла, зато потери от затянувшейся конфронтации – потери политические, экономические, в гуманитарной сфере – оба государства понесли немалые. Начался этап постепенного сближения. В 1991 году эта, мягко говоря, не лучшая в истории обеих стран страница была полностью закрыта, отношения России и Израиля вошли в нормальное русло.
В этом году Россия и Государство Израиль отмечают 25-летие восстановления дипломатических отношений. Четверть века по историческим меркам срок небольшой, но в календаре политики это может быть целая эпоха. Все зависит от того, какие события вместила в себя эта четверть века. Если говорить конкретно о России и Израиле, то, я уверена, не ошибусь, если охарактеризую этот период как самый продуктивный с момента восстановления нашего сотрудничества в полном объеме. Сегодня Россия и Израиль – два равноправных партнера, которые демонстрируют высокую эффективность взаимодействия и по ключевым направлениям международной политики, и двустороннего сотрудничества.
Нельзя сказать, что наши отношения целиком и полностью безоблачны. Такое в отношениях между государствами бывает крайне редко, если вообще бывает. Но то, что отношения России и Израиля не отягощены никакими неразрешимыми проблемами, тем более конфликтами, что эти отношения развиваются по восходящей линии, не вызывает сомнений.
Ключевую роль в формировании и поддержании такой атмосферы играет государственное взаимодействие обеих стран, и в первую очередь взаимодействие на высшем уровне. Сегодня есть все основания говорить о том, что оно приобрело системный характер. Встречи президента России и премьер-министра Израиля проходят практически несколько раз в год. Так, прошлогодний визит в нашу страну Биньямина Нетаньяху был шестым с момента его вступления в должность в 2009 году. В 2012 году президент России Владимир Путин посетил Израиль. В ноябре минувшего года руководители России и Израиля встречались в Париже на полях Международной конференции по вопросам изменения климата. Регулярно проходят встречи министров иностранных дел. С 1995 года действует смешанная российско-израильская комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.
Все это дает конкретные результаты. Заключено 19 межправительственных соглашений, готовится ряд других таких документов. Идет постоянная работа по совершенствованию договорно-правовой базы российско-израильского сотрудничества.
- Вы удовлетворены уровнем экономического сотрудничества наших государств, в том числе в технологической сфере?
— Израиль – наш важный торгово-экономический партнер. За четверть века двусторонние связи в этой области получили большое развитие. Если в 1991 году российско-израильский товарооборот составлял 3,5 миллиона долларов, то в 2014 году – 3,4 миллиарда долларов. Динамика, безусловно, впечатляющая. Двусторонние связи охватывают все направления – промышленность, агропромышленный комплекс, высокие технологии. Вместе с тем есть понимание, что потенциал технологического сотрудничества России и Израиля реализован далеко не полностью как в плане объема товарооборота, так и особенно его структуры, приоритетов взаимодействия. Министерства, ведомства, бизнес, научные организации обеих стран ведут работу над поиском путей, направлений совершенствования научно-технического и экономического сотрудничества наших стран, что особенно важно в условиях, когда мировая экономика сталкивается с немалыми проблемами.
В 2013 году начала работу совместная группа по изучению возможности заключения соглашения о создании зоны свободной торговли между Россией, другими государствами-членами Таможенного союза и Израилем. Обе стороны едины в том, что препятствия для такого соглашения отсутствуют, дело за тем, чтобы найти такой его формат, который устраивает всех.
- На каком уровне находится культурное и гуманитарное сотрудничество наших стран?
— Российско-израильские отношения скрепляет то, что можно назвать общей исторической памятью. Немалая часть израильских граждан, в том числе тех, кто стоял у истоков возникновения Государства Израиль, имеют российские корни. Сегодня в стране живет более миллиона наших соотечественников. Они сохраняют русский язык, русскую культуру. Достаточно сказать, что в Израиле действует 21 организация русскоязычных соотечественников, в стране выходит множество газет на русском языке, ведут вещание более 150 русскоязычных эфирных и спутниковых телеканалов, радиостанций.
Нас связывает память о Второй мировой войне, о таком страшном преступлении нацизма, как Холокост. Среди его жертв миллионы евреев – граждан Советского Союза. В России чтят память жертв Холокоста. В Москве действуют Музей еврейского наследия и Холокоста, Мемориальная синагога на Поклонной горе. В Израиле, в городе Нетания, в июне 2012 года открыт Мемориал в честь победы над гитлеровской Германией.
И для России, и для Израиля неприемлемы попытки предать забвению подвиг наших отцов, переписать историю и итоги самой кровопролитной войны в истории человечества. Мы активно выступаем против попыток отрицания Холокоста, реабилитации и героизации нацизма, против любого экстремизма на религиозной и этнической почве и в первую очередь против международного терроризма.
- В чем вы видите перспективы развития российско-израильских отношений на межпарламентском уровне?
— В укреплении отношений России и Израиля трудно переоценить роль сотрудничества парламентов обеих стран. И мы, российские парламентарии, и наши израильские коллеги считаем его плодотворным. Вместе с тем видим, что возможности его расширения, равно как и повышения эффективности, имеются.
На первое место в нашем сотрудничестве я бы поставила сейчас углубление взаимодействия парламентов России и Израиля в вопросах борьбы с международным терроризмом, урегулирование ситуации на всем большом Ближнем Востоке. Бесспорно, военный разгром ИГ, других террористических организаций необходим. Без этого прочного мира в данном регионе не будет. Вместе с Израилем мы выступаем за принятие мер, направленных на перекрытие всех каналов финансирования ИГ, снабжения террористов оружием.
Вместе с тем, как убеждает жизнь, кардинальное решение, окончательное урегулирование конфликтов дает только политический процесс. Условия для движения в этом направлении есть. Президент Сирии Башар Асад не раз заявлял, что готов рассматривать политические реформы, которые заложены в решениях Венской группы и в резолюции Совета Безопасности. Межпарламентская дипломатия, солидарные действия парламентариев являются важным фактором в подготовке и осуществлении таких мер, в настрое общественного мнения к осознанию необходимости поворота от силовых методов к диалогу.
Важное направление – содействие расширению и совершенствованию российско-израильского сотрудничества в области экономики и торговли. Израиль не присоединился к американо-евросоюзовским санкциям против России, и это открывает перед нами новые перспективы. Думаю, время, когда главным критерием была величина товарооборота, проходит. Сейчас на передний план выходят такие моменты, как рост инвестиций, особенно в те отрасли и проекты, которые связаны с передовыми технологиями, инновациями, производством конкурентоспособной продукции с высокой степенью обработки. От нас, парламентариев, здесь многое зависит в первую очередь в создании эффективной договорно-правовой базы такого сотрудничества.
В ходе официального визита в Израиль делегации Совета Федерации мы обсудим с моим коллегой, председателем Кнессета Израиля Йоэлем Эдельштейном эти и другие вопросы. Уверена, что наша совместная работа будет способствовать региональной стабильности и взаимовыгодному сотрудничеству.