Анна Михайлова, для МИА "Россия сегодня"
По недоброй московской традиции исторические здания зачастую сносят под шумок в новогодние праздники. Но в этом году тревожные новости пришли уже после новогоднего затишья: около станции метро "Спортивная" планируют демонтировать конструктивистский квартал "Погодинская" 1920-х годов.
На месте посёлка, образующего единый ансамбль с легендарным клубом "Каучук" архитектора Мельникова, крупный столичный девелопер хочет возвести очередной элитный жилой комплекс.
"Погодинскую" грозились "освоить" еще при Лужкове. Дома оперативно признали аварийными и расселили, но дальше замешкались. В ноябре 2012-го комиссия по вопросам градостроительной деятельности мэрии Москвы, для простоты именуемая "сносной", постановила все же сохранить "Погодинскую" наряду с шестью другими конструктивистскими посёлками ранней советской эпохи.
Однако заявления об исключительной историко-архитектурной ценности этих построек не помешали застройщику получить ордер на их снос в конце 2015-го, накануне Нового года.
"Несносная" комиссия
С одной стороны, налицо прямое противоречие с уже принятым чуть более трех лет назад решением экспертной комиссии. А с другой, скорее всего, получить такой ордер удалось после того, как на деятельность комиссии обратила внимание прокуратура, и в октябре прошлого года Департамент культурного наследия Москвы (Мосгорнаследие) разработал проект упразднения и комиссии и всех принятых ею решений.
Комиссия была и пока остается единственной возможностью для экспертов и градозащитников в открытом режиме обсуждать и отстаивать исторические здания — как те, которые уже находятся на охране, так и те, которым официально охранный статус пока не присвоен.
На момент создания комиссии в 2011 году около 220 зданий по каким-то причинам официального охранного статуса не имели. В итоге многие, как квартал на "Спортивной", пока удалось отстоять. Но многие и были утрачены.
Проигранные сражения
Если в ходе строительных или других работ выясняется, что здание "обладает признаками объекта культурного наследия", то работы должны немедленно приостановить — таков федеральный закон. На деле этого не происходит.
Так, в январе 2015 года на Садовнической улице начался снос доходных домов купца Привалова, которые по результатам экспертизы, направленной в Минкульт, должны были быть признаны памятником культуры. Построенные в 1903 году архитектором Эрнстом-Рихардом Нирнзее, дома были тогда пристанищем для Суриковского литературно-музыкального кружка и редакции журнала "Млечный путь". В защиту комплекса выступили и местные жители и 40 российских писателей. Увы, теперь на этом месте появится подземный паркинг для офисного центра.
Почти год назад на Большой Дмитровке снесли комплекс доходных домов Михайловых авторства выдающихся архитекторов-модернистов Адольфа Эрихсона и Василия Баркова, 1903 года постройки. И это несмотря на то, что в Департаменте культурного наследия Москвы в тот момент на рассмотрении находилась заявка о присвоении комплексу статуса объекта культурного наследия.
Лишилась столица и единственной сохранившейся в России Суконной фабрики купцов Бахрушиных XIX века. Одно из строений этого комплекса в Кожевническом проезде самовольно снесли в августе прошлого года без всяких разрешительных документов. Еще одной жертвой пал военный госпиталь Красного Креста 1914 года постройки на Красноказарменной улице, который символично уничтожили 5 сентября 2015 года, в День города. И это буквально через несколько часов после того, как Мосгорнаследие приняло на рассмотрение заявление о признании здания памятником культуры.
Однако было бы неправильно думать, что опасность грозит только зданиям, не получившим вовремя охранный статус. В начале прошлого года во время проведения противоаварийных работ в Большом Харитоньевском переулке снесли главный дом усадьбы купца Прокофьева, он же жилой флигель усадьбы Юсуповых. Здание, построенное в 1791-м и перестроенное в 1880-м, имело статус ценного градоформирующего объекта. Таким же статусом обладал и снесенный в марте 2015 года в Милютинском переулке дом 1850-х годов.
Еще можно спасти
Пока будущее "сносной" комиссии под вопросом, градозащитники бьют тревогу: некоторые исторические здания еще можно уберечь.
Как показало заседание Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, состоявшееся месяц назад, самой больной точкой на карте старой Москвы остается дом генерала Орлова-Денисова (палаты Пожарского) на Большой Лубянке с уникальными интерьерами внутри. Судебное решение об изъятии полуразрушенного памятника у не исполнявшего свои обязательства собственника вступило в силу еще в 2010 году, но дом до сих пор не перешел на баланс государства.
Вряд ли в Москве найдется еще одна усадьба с такой богатой историей. В 1611 году на территории этого подворья вёл бой с поляками и получил тяжелое ранение Дмитрий Пожарский. В конце XVII века здесь построили роскошную двухэтажную усадьбу ближайшие родственники Петра I Нарышкины. В разное время ей владели Долгорукие, Голицыны, Волконские, а в 1811 году дом перешел к генерал-губернатору Москвы графу Ростопчину. Именно сюда доставили приказ Кутузова сдать Москву Наполеону.
Однако в новейшее время легендарный дом ждала печальная судьба. Несмотря на статус памятника архитектуры федерального значения, здание пустовало с конца девяностых и не реставрировалось. В канун Нового года министр культуры Владимир Мединский по поручению Владимира Путина провел переговоры с Росимуществом и Минфином, а 31 декабря сообщил, что сумма, необходимая для изъятия дома в пользу государства, наконец переведена. Теперь здание должны передать в распоряжение одной из госструктур, которая проведет реставрацию и приспособит памятник к современному использованию.
К сожалению, эта новогодняя сказка вряд ли может повториться — десятки московских памятников по-прежнему находятся на грани исчезновения.