30 июня 2012 года в Женеве (Швейцария) состоялась первая Международная конференция по урегулированию конфликта в Сирии, в которой приняли участие главы ООН и Лиги арабских государств, министры иностранных дел России, США, Великобритании, Китая, Франции, Турции, Ирака, Кувейта, Катара и глава дипломатии Евросоюза. Высокопоставленные делегации, сформировавшие таким образом "Группу действий" по Сирии, заседали во Дворце Наций сутки, проводя многочисленные двусторонние и многосторонние переговоры.
Итогом трудных дискуссий стало "Женевское коммюнике", в котором была выдвинута идея создания переходного сирийского правительства с участием всех представителей сирийских сил. Кроме этого предполагалась возможность пересмотра на основе общенационального диалога сирийской конституции. После установления нового конституционного порядка новые госорганы должны были быть сформированы по итогам многопартийных выборов. Данное решение было одобрено единогласно всеми участниками встречи, однако спустя некоторое время ряд стран-участниц начали его по-своему толковать, заявляя об условиях, необходимых для создания нового руководящего органа в Сирии. В частности, речь шла о незамедлительной отставке президента страны Башара Асада, с чем, естественно, было несогласно действующее руководство Сирии.
В конце января 2014 года состоялась вторая Международная конференция по урегулированию конфликта в Сирии. Она началась 22 января в Швейцарии с официальной встречи в Монтре, затем делегации переместились в Женеву для продолжения переговоров. На конференцию "Женева-2" было приглашено порядка 40 государств. Это пять постоянных членов СБ ООН — Россия, США, Китай, Великобритания и Франция, европейские страны. Кроме этого в Монтре приехали представители Австралии, Мексики, Республики Корея, Южной Африки, Японии, Бразилии, Индии, Индонезии, а также ряда арабских государств. Впервые за три года конфликта за стол переговоров сели сирийское правительство и оппозиция.
31 января завершился первый раунд переговоров между делегациями правительства и оппозиции Сирии.
По существу делегации более чем за неделю не смогли договориться ни по одному пункту. Оппозиция упрекала власти в нежелании сдавать позиции и обсуждать состав и формат переходного органа власти. Представители Дамаска, в свою очередь, были недовольны составом оппозиционной делегации и настаивали на более широком присутствии противников Асада.
10-15 февраля 2014 года в Женеве прошел второй этап межсирийских переговоров. Сторонам не удалось достичь конкретных договоренностей, а представители оппозиции обвинили власти Сирии в затягивании переговорного процесса.
29 октября 2015 года в Вене прошла встреча глав МИД России, США, Саудовской Аравии и Турции по сирийскому урегулированию. 30 октября к "четверке" присоединились — по российской инициативе — еще несколько стран, способных внести свой вклад в нормализацию ситуации, в том числе региональные (Египет, Иордания, Иран, Ирак, Катар, Ливан, Оман, ОАЭ) и внешние (ООН, ЕС, Британия, Германия, Франция, Италия, Китай) игроки, в общей сложности почти 20 стран.
Участники переговоров провели "откровенную и конструктивную" дискуссию, и, несмотря на ряд существенных расхождений, достигли соглашения по целому ряду пунктов, перечислив их в итоговом коммюнике. Участники многосторонней встречи договорились сохранить единую Сирию и ее государственные институты, уничтожить "Исламское государство" (ДАИШ, запрещена в России) и другие террористические группы и поддержать сирийских беженцев и принимающие их страны. Судьбу Сирии при этом должны решить сами сирийцы: власти и оппозиция создадут единое правительство, примут конституцию и проведут выборы.
14 ноября 2015 года в Вене прошла вторая международная встреча по поиску политического решения конфликта в Сирии. Участие в переговорах приняли представители России, США, Франции, Великобритании, Германии, Саудовской Аравии, Турции, Ирана и другие региональные игроки, а также представители ООН, ЕС, Лиги арабских государств (ЛАГ) и Организации исламского сотрудничества (ОИС). Участники венской встречи решили, что переговоры правительства страны и оппозиции должны пройти не позже 1 января следующего года. В течение шести месяцев власти и оппозиция Сирии должны договориться о формировании правительства национального единства, а в течение 18 месяцев в республике должны пройти выборы по новой конституции.
По информации главы МИД РФ Сергея Лаврова, Россия подтвердила готовность координировать с международной коалицией во главе с США борьбу с радикальной группировкой "Исламское государство" и другими террористами. Координация составления единого списка террористических организаций поручена Иордании.
Проведение очередных межсирийских переговоров в Женеве было зафиксировано в резолюции Совета Безопасности ООН от 18 декабря 2015 года, они были назначены на январь 2016 года. 25 января 2016 года спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура, который выступает посредником на переговорах, заявил, что процесс начнется 29 января и продлится шесть месяцев. Ожидается, что первая часть переговоров продлится две-три недели. После чего участникам будет дано время "для консультаций с теми, кто их поддерживает, и консультаций между собой о следующих шагах".
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников