Отвечает раввин Шимон Левин, заместитель главного раввина Москвы, директор Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР):
Самоубийство является тяжелейшим грехом. В Торе написано: "Особенно же кровь вашей жизни взыщу Я: от всякого зверя взыщу Я ее, и от руки человека, от руки брата его взыщу душу человека….Ибо по образу Божию создал Он человека." (Книга Берешит (Бытия) 9:5-6). Из того, что написано: "и от руки человека… взыщу" следует, что нельзя убивать не только другого, но и себя. Наши мудрецы говорят, что у покончившего жизнь самоубийством нет доли в будущем мире.
Однако в Танахе мы встречаем несколько примеров того, как выдающиеся люди кончали жизнь самоубийством, и наши мудрецы в Талмуде не только не критиковали их за это, но даже хвалили. Два наиболее известных примера — это царь Шауль (Саул) и Шимшон (Самсон).
"И сказал Шауль своему оруженосцу: Обнажи твои меч и заколи меня им, чтоб не прийти необрезанным этим и (не) заколоть меня и надо мною (не) надругаться! Но не желал оруженосец его, ибо страшился он очень. И взял Шауль меч и пал на него". (Первая Книга Шмуэля (Самуила) — Первая Книга Царств I 35:4).
"И воззвал Шимшон к Господу и сказал: Господин мой, Господь! Помяни же меня и укрепи же меня лишь на сей раз, Б-же! И воздам я плиштнм месть за один из двух моих глаз! И обхватил Шимшон две колонны срединные, на которые опирается дом, и уперся в них: одна (колонна) у него справа, а другая слева. И сказал Шимшон: Умереть мне с плиштим! И склонил он с силою, и пал дом на владык и на весь народ, что в нем. И было мертвых, кого умертвил он при смерти своей, больше, чем он умертвил при своей жизни". (Книга Судей 16:28-30).
Вот как царь Шауль и Шимшон пожертвовали собой ради спасения еврейского народа.
Кроме этого, согласно иудаизму, еврей должен пойти на смерть для того, чтобы не нарушить одну из трех заповедей, запрещающих идолопоклонство, прелюбодеяние и убийство другого человека.