Бывший сотрудник органов безопасности РФ Александр Литвиненко скончался 23 ноября 2006 года в Лондоне. Экс-офицер ФСБ бежал в Великобританию в 2000 году, а незадолго до смерти получил британский паспорт.
Первые сообщения о тяжелой болезни 43-летнего Литвиненко в британских СМИ появились в середине ноября 2006 года. Почувствовавший себя плохо 1 ноября, он был госпитализирован сначала в больницу лондонского района Барнет, а затем переведен в больницу Университетского колледжа Лондона. Симптомами болезни были тошнота и рвота, пожелтение кожных покровов, выпадение волос и поражение костного мозга.
Первоначально специалисты высказывали подозрения, что Литвиненко был отравлен таллием, однако затем специалисты британского Агентства по охране здоровья обнаружили в теле Литвиненко "значительное", по их утверждениям, количество радиоактивного элемента полоний-210.
Литвиненко умер вечером 23 ноября. 7 декабря он был похоронен на Хайгейтском кладбище на севере Лондона.
Полиция вначале квалифицировала его смерть как "подозрительную", однако спустя некоторое время она стала рассматриваться как "убийство", а делом занялись специалисты антитеррористического подразделения Скотланд-Ярда.
Среди возможных отравителей Литвиненко называли огромный спектр людей и организаций — начиная от российских властей и ФСБ до жившего со статусом беженца в Великобритании российского предпринимателя Бориса Березовского.
Вскрытие тела Литвиненко было проведено 1 декабря 2006 года двумя паталогоанатомами — одним, привлеченным семьей Литвиненко, и одним независимым, в условиях повышенной осторожности в связи с высоким уровнем радиации. Однако никакого официального заключения о причинах смерти и результатах вскрытия власти так и не обнародовали. Коронер пояснил тогда, что из уважения к чувствам родных погибшего результаты вскрытия будут засекречены до окончания полицейского расследования и возобновления официальных слушаний о причинах смерти. В случае начала уголовного дела об убийстве материалы с результатами вскрытия также должны были быть переданы стороне защиты.
Единственным официальным подтверждением причины его смерти является заявление Королевской прокурорской службы Великобритании о том, что Литвиненко "умер в лондонской больнице от острой лучевой болезни; как было установлено, он проглотил летальную дозу полония-210, высокорадиоактивного вещества".
Официальное полицейское расследование Скотланд-Ярда продолжалось до конца января 2007 года. 31 января 2007 года лондонская полиция передала дело о расследовании убийства Литвиненко в Королевскую прокурорскую службу Великобритании. Российские власти проводили свое собственное расследование инцидента.
В ходе расследования в "деле Литвиненко" возникла фамилия российского предпринимателя, бывшего сотрудника ФСБ Андрея Лугового. Следователи Скотланд-Ярда установили, что бизнесмен трижды с 16 октября по 1 ноября летал из Москвы в Лондон и четыре раза встречался с Литвиненко. Одна из встреч прошла в присутствии его делового партнера Дмитрия Ковтуна.
В рамках расследования британские детективы побывали в Москве, где с их участием были проведены допросы Андрея Лугового, с которым Литвиненко встречался в день отравления, жены Лугового, бизнесмена Дмитрия Ковтуна и других лиц.
22 мая 2007 года глава Королевской прокурорской службы Кен Макдональд выступил с заявлением о том, что на основании материалов полицейского расследования его ведомство намерено предъявить обвинения в убийстве путем радиоактивного отравления Андрею Луговому и требовать у России его выдачи для проведения суда над ним на территории Великобритании.
25 мая 2007 года Великобритания отправила в Москву запрос об экстрадиции Лугового, ордер на его арест, перечень обвинений в его адрес и краткое содержание доказательств в соответствии с Европейской конвенцией об экстрадиции.
Москва ответила отказом на запрос Лондона, мотивировав это тем, что российская конституция запрещает выдачу граждан РФ иностранным государствам, не исключив при этом возможность проведения суда над ним в России. Российская сторона заявила, что готова совместно с британскими коллегами расследовать смерть Литвиненко.
Андрей Луговой отрицал выдвинутые в его адрес обвинения, называя их политически мотивированными. В апреле 2012 года британские эксперты проверили на полиграфе в Москве показания Лугового и подтвердили его непричастность к смерти Литвиненко.
В течение нескольких лет по делу Литвиненко проводилось дознание, призванное не назвать виновных, а установить обстоятельства смерти. В ходе предварительных слушаний дознания стало известно, что Литвиненко был зарегистрированным и оплачиваемым агентом и сотрудником службы внешней разведки Великобритании.
Вдова Литвиненко признала, что ее муж работал на британские спецслужбы МИ-5 и МИ-6. По ее словам, он работал на них консультантом более года в рамках операции по борьбе с российской организованной преступностью в Европе. Она также сообщила, что гонорар Литвиненко за его услуги измерялся "десятками тысяч фунтов стерлингов".
В мае 2013 года дознание зашло в тупик после того как коронер Роберт Оуэн сообщил о решении не рассматривать некоторые документы, касающиеся, в частности, предположений о возможной роли российского государства в смерти Литвиненко. Вынося такое решение, Оуэн частично пошел навстречу британским властям, заявлявшим, что обнародование некоторых документов может нанести ущерб интересам страны. Вместе с тем, Оуэн попросил правительство заменить дознание открытым разбирательством, допускающим проведение закрытых заседаний, на которых могут рассматриваться секретные документы. МВД страны отказало в его проведении.
Вдова Литвиненко 9 сентября 2013 года подала надзорную жалобу на это решение.
11 февраля 2014 года Лондонский королевский суд поддержал надзорную жалобу вдовы экс-офицера ФСБ Александра Литвиненко.
22 июля 2014 года глава МВД Великобритании Тереза Мэй дала согласие на проведение открытого разбирательства по делу Литвиненко.
27 января 2015 года в Королевском суде Лондона началось открытое разбирательство по делу Александра Литвиненко.
Британские власти, предоставляя правительственные документы для рассмотрения судом по делу о гибели Александра Литвиненко, пришли к выводу, что данные документы свидетельствуют о вине России в его смерти.
Открытая часть разбирательства должна была завершиться 31 марта, но в последние дни слушаний российский предприниматель Дмитрий Ковтун подал ходатайство о наделении его статусом ключевого участника и предоставлении ему возможности также дать показания. Судья удовлетворил его прошение, предоставив ему возможность выступить с 27 по 29 июля.
Однако за несколько дней до этого Ковтун сообщил суду, что не сможет дать показания, так как с него не снято обязательство о неразглашении в рамках российского предварительного следствия по уголовному делу по факту убийства Литвиненко и покушения на убийство самого Ковтуна и Лугового.
Выступить Ковтун мог только дистанционно, так как если бы появился на территории Великобритании, то тут же, как и Андрей Луговой, был бы арестован по обвинению в убийстве Литвиненко. На заседании в феврале были продемонстрированы копии ордеров на арест обоих подозреваемых.
Открытая часть разбирательства, длившаяся полгода, завершилась 31 июля 2015 года. Основным на слушаниях стоял вопрос о причастности российских властей к смерти Литвиненко. При этом вопрос о возможности предотвращения гибели Литвиненко британскими властями был изначально снят с рассмотрения в ходе процесса.
В ходе слушаний были представлены 62 свидетельских показания, в том числе и засекреченных свидетелей.
В последний день слушаний адвокат семьи Литвиненко Бен Эммерсон заявил, что полоний, с помощью которого был отравлен экс-офицер ФСБ, якобы имеет отношение к России и не мог быть использован без ведома российских властей.
Ранее британский эксперт Норман Домби заявлял, что установил российское происхождение полония-210. По его словам, это вещество было изготовлено на предприятии "Авангард" в российском городе Саров (Нижегородская область).
Представитель Скотланд-Ярда, который хранил молчание практически на протяжении всего процесса, выступил 30 июля с заключительным заявлением, в котором обвинил Андрея Лугового и Дмитрия Ковтуна в отравлении Литвиненко, однако воздержался высказываться относительно роли российских властей.
После завершения открытых слушаний Королевский суд Лондона удалился на закрытую часть разбирательства.
15 декабря 2015 года стало известно, что судья завершил подготовку заключения по делу о смерти экс-офицера ФСБ Александра Литвиненко. Доклад судьи будет представлен парламенту 21 января 2016 года. За 48 часов до этого доклад должны представить министру внутренних дел Великобритании.
В России уголовное дело, возбужденное в декабре 2006 года по фактам убийства Литвиненко и покушения на убийство Дмитрия Ковтуна, "совершенных общеопасным способом на территории Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии" (ч. 3 ст. 30 и пп. "а" и "е" ч. 2 ст. 105 УК РФ), расследует Следственный комитет РФ. В ходе следствия подтвердился факт отравления Андрея Лугового полонием-210 в период его общения в октябре-ноябре 2006 года в Лондоне с Литвиненко. В связи с этим 29 ноября 2011 года в отношении неустановленных лиц, совершивших преступление в отношении Лугового, было возбуждено уголовное дело, позже объединенное с уголовным производством по факту убийства Литвиненко и покушением на убийство Ковтуна. Ковтун и Луговой признаны следствием потерпевшими по уголовному делу.
"Дело Литвиненко" стало причиной серьезного ухудшения отношений Москвы и Лондона. На отказ в экстрадиции Лугового Великобритания ответила высылкой четырех российских дипломатов, что повлекло за собой ответную реакцию России — высылку четырех сотрудников посольства Великобритании в Москве.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников