На космодроме Восточный, который строится в Амурской области, завершены основные строительные работы на объектах, обеспечивающих первый запуск. Специальная комиссия определит начало комплексных автономных испытаний, следующим этапом станут летные испытания, а это уже подготовка ракеты к старту. Заместитель директора Спецстроя России, начальник строительства космодрома Александр Мордовец рассказал в интервью РИА Новости, как преодолевались сложности строительства, от какого импортного оборудования решено было отказаться на Восточном и каковы результаты исков к недобросовестным субподрядчикам. Беседовала Елена Тимошенко.
— Александр Александрович, вы как начальник оперативного штаба, начальник строительства можете назвать дату первого запуска с космодрома Восточный?
— Говорить об этом я могу лишь с точки зрения обеспечения строительной готовности объектов космодрома. Основные общестроительные работы на объектах, обеспечивающих первый запуск ракеты-носителя, в целом завершены. То есть мы со своей стороны сделали все, чтобы первый запуск стал возможен в апреле. Сейчас завершает работу комиссия по обеспечению комплексных автономных испытаний, следующим этапом станут летные (испытания — ред.), а это уже запуск ракеты.
— Вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что на построенных объектах космодрома идут полномасштабные автономные испытания технологического оборудования, ранее врио главы Федерального космического агентства Александр Иванов сообщал, что 19-20 января начнутся комплексные испытания ракеты и всего необходимого оборудования. Вы практически живете на космодроме, какие работы сейчас ведутся в монтажно-испытательном корпусе подготовки ракеты-носителя?
— Повторюсь, общестроительные работы в монтажно-испытательных корпусах технического комплекса Спецстроем выполнены, все необходимые условия для работы специалистов Роскосмоса выполнены, что, насколько мне известно, уже позволило завершить автономные испытания на техническом комплексе. Практически все готово для начала испытаний ракеты —носителя, прибывшего на космодром в октябре прошлого года. Сейчас завершаем основной этап — проводим аттестацию помещений на соответствие требуемого класса чистоты. Как только этот процесс завершится, а это уже зависит не только от нас, но и от работы комиссии, испытания могут быть начаты. Сейчас мы производим все необходимые работы для обеспечения размещения космического аппарата, который в ближайшее время прибудет на космодром.
— На стартовом комплексе на какой стадии работы? Можно сказать, что Спецстрой России уже передал этот объект Роскосмосу?
— На стартовом комплексе завершены общестроительные работы на всех 14 технологических сооружениях, за исключением чистовой отделки, которую мы уже завершаем. По ранее достигнутой договоренности с предприятиями Роскосмоса она производится после установки технологического оборудования. Под его монтаж переданы все здания и сооружения. Предприятия Спецстроя России фактически выполнили поставленную задачу, исполнив указ президента о создании космодрома Восточный — основная инфраструктура подготовлена для проведения запуска ракеты-носителя. Соответствующий доклад был направлен главе государства. Но, поясню, сдача объектов — это еще и обеспечение построенного соответствующей исполнительной документацией. Грубо говоря, идет проверка соответствия объектов техническим требованиям. Формирование исполнительной документации мы вели в новогодние праздники, процесс идет, но есть и задержки. Напомню, работы на Восточном начинались в условиях бессистемной выдачи проектно-сметной документации, всего с целью совершенствования проекта в проектно-сметную документацию было внесено около 8 тысяч изменений, государственную экспертизу проект прошел только в 2014 году.
— Государственную экспертизу проект прошел в 2014 году, а когда начались работы на космодроме?
— Строительство мы начали в конце 2012 года, тогда Спецстрой приступил к строительству автомобильных дорог, которые смогли обеспечить строительные площадки. А решение о начале строительства было принято еще в 2005 году, и, безусловно, за это время менялись технологии, приоритеты. Но, несмотря на это, сегодня в России построен самый современный космодром на Земле. На Восточном закладывались такие проектные решения, которые позволят зданиям и сооружениям, объектам инженерной инфраструктуры, автомобильным и железным дорогам служить долгое время с учетом высоких нагрузок на эксплуатацию и в сложных климатических условиях.
— Задержки с выдачей проектно-сметной документации это один момент, другой — проблемы с субподрядчиками. Регулярно поступала информация и о задержках заработной платы на стройке. Ситуация с субподрядчиками выровнялась?
— Мы, то есть предприятия Спецстроя России, ведем активную претенциозно-исковую работу. Речь идет об исках Спецстроя к недобросовестным исполнителям, они либо не выполнили работы, либо нарушили сроки, здесь уже (при задержке исполнения — ред) речь идет о штрафных санкциях.
Основной проблемный подрядчик — компания ТМК, которая получила аванс и не отработала его. Суд удовлетворил иск "Дальспецстроя" к ТМК на 3,5 миллиарда рублей. Всего нашими предприятиями подано 31 исковое заявление на сумму более 4 миллиардов рублей, удовлетворено 17 исков на сумму свыше 3,5 миллиарда рублей.
В целом мы пересмотрели подходы к работе с субподрядчиками. Сторонние организации замещаем собственными силами. Субподрядчики остаются только в части проведения специализированных и высокотехнологичных работ. В начале строительства космодрома была порочная, скажем так, система, когда кооперация доходила до шести уровней. То есть Спецстрой как генподрядчик привлекал субподрядчиков, эти компании — своих субподрядчиков, получалось до шести этапов найма, в итоге до конечного исполнителя средства не доходили, они растворялись в процессе. Нами была сокращена кооперация до двух уровней — это строго закреплено в договорах. Весь процесс сделали прозрачным, что обеспечивают механизмы казначейства, через которое осуществляются все платежи по целевому признаку. Теперь по договору субподрядчик должен определенный объем работ выполнить сам и определенный может поручить сторонней организации. И этот принцип у нас теперь работает не только на космодроме.
Преимущество Спецстроя России — военизированный подход к организации работ, что дает возможность оперативно передислоцировать силы и средства на объекты, требующие повышенного внимания. Такой подход был применен на Восточном в период поступления большого объема проектно-сметной документации и открытия масштабного фронта работ. За считанные месяцы была мобилизована более чем 1,5-тысячная группировка спецстроевцев со всей страны. В Спецстрое есть весь необходимый ресурс для выполнения подобных задач. Сегодня задержек заработной платы среди строителей космодрома нет, и этот вопрос мы держим на постоянном контроле.
— Теперь, вооружившись этим принципом двухступенчатой кооперации, когда закончены работы на объектах пускового минимума, чем будут заниматься специалисты "Спецстроя"?
— Мы организовываем работы на объектах, не участвующих в первом запуске ракеты-носителя. Это комплекс хранения компонентов ракетного топлива, вторая очередь промышленной строительно- эксплуатационной базы, метеобазы, строительство объектов жилищного фонда. С объектов мы не уходим и продолжаем решать все возникающие вопросы вместе с ЦЭНКИ. Например, сейчас ведем пуско-наладочные работы по системе автоматизации, диспетчеризации и связи.
— Как я понимаю, строительство второго старта под "Ангару" не началось?
— Не начато, более того, Спецстрою России не поступало поручений о начале работ. Право вести строительство следующих стартовых столов будет разыгрываться на открытых конкурсах, и я считаю, что Спецстрой России имеет здесь неоспоримое преимущество. Нами сформирован значительный производственный потенциал в условиях глухой тайги: организовано собственное производство строительных материалов, оборудована инфраструктура для проживания группировки строителей, превышающей 10 тысяч человек, сформирован парк техники, способной решать многопрофильные задачи. На мой взгляд, было бы целесообразно начать строительство второго старта уже в ближайшее время. Но эти работы должны начинаться в условиях опережающей разработки и утверждения проектно-сметной документации. Рабочая и сметная документация должны выдаваться одновременно, в документах должны отражаться реальные условия строительства, сложности конструкций и систем.
— Такой момент, как импортозамещение, тоже должен быть прописан в проектах и сметах?
— Вопросы импортозамещения остро встали при поставках инженерного оборудования. Неоднократно в представленной строителям проектно-сметной документации обозначались конкретные производители того или иного, как правило, уникального зарубежного оборудования. Проектом предусматривалось установка оборудования в основном немецкого и французского производства. В основном оно было заменено на оборудование из КНР.
Полностью отказаться от импортного оборудования на космодроме не получится, в некоторых случаях российских аналогов пока просто нет. Мы отказались от оборудования тех стран, которые ввели санкции в отношении России, используем оборудование из доступных к импорту стран. Например, системы связи из Нидерландов, вентиляционные системы и холодильное оборудование.
Тем не менее задачи импортозамещения мы решаем. В Спецстрое функционирует научно-технический совет, при участии которого осуществляется подбор аналогов и возможности замещения продукции. В частности, успешно решили задачу по замещению финской запорной арматуры, предназначенной для перекрытия потока сред. Сегодня армирование инженерных сетей водопроводов, тепло- и водоснабжения, водоотведение выполнено с использованием российских аналогов.
На финальных этапах мы сосредоточились и на логистике. Стало очевидно, что не все поставщики исполняют в срок свои обязательства.
Подведомственные предприятия Спецстроя фактически в режиме реального времени стали контролировать производство, поставку оборудования, а также движение грузов, в том числе авиаперевозки.