В ночь на 21 октября 2014 года (20 октября в 23.57 по московскому времени) в аэропорту "Внуково" (Москва) при взлете разбился легкомоторный самолет Falcon 50EX авиакомпании Unijet.
Двигаясь по взлетно-посадочной полосе, воздушное судно столкнулось со снегоуборочной машиной. При крушении погибли четыре человека — президент французского энергетического концерна Total Кристоф де Маржери и три члена экипажа.
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) создал специальную комиссию, которая расследует данное авиационное происшествие. Эксперты выяснили, что самолет столкнулся со снегоуборщиком в месте пересечения взлетных полос, на так называемой "крестовине". Взлет воздушное судно осуществляло с взлетно-посадочной полосы 06. Столкновение произошло примерно в одном километре от места начала взлета самолета. В этот момент воздушное судно находилось под управлением стартового диспетчерского пункта "Вышка". Управление воздушным судном осуществлял диспетчер-стажер под контролем диспетчера-инструктора.
Эксперты сошлись во мнении, что при выдаче диспетчером разрешения самолету на взлет полоса была свободна, так как экипаж подтвердил разрешение на взлет. Примерно, через 10 секунд после подтверждения экипажем разрешения на взлет подсистемой контроля и обзора летного поля диспетчерского пункта "Вышка" было зафиксировано движение снегоочистителя по левой границе взлетно-посадочной полосы 19 в южном направлении, в сторону "крестовины". Запроса водителя снегоуборщика на пересечение полосы диспетчер "Вышки" не получал.
Примерно через 14 секунд после начала движения самолета Falcon для взлета экипаж наблюдал объект, идентифицированный им как "машина, пересекающая дорогу". Наблюдение данного объекта не вызвало опасений экипажа и взлет был продолжен. Еще через 14 секунд произошло столкновение самолета со снегоочистителем.
Экипаж увидел снегоочиститель непосредственно перед столкновением, после штатной команды на подъем носового колеса. В этот момент самолет находился в воздухе, его приборная скорость составляла 248 километров в час.
Воздушное судно зацепило верхнюю часть снегоуборщика правой стойкой шасси. После этого стал интенсивно развиваться правый крен, что привело к столкновению самолета с землей. В результате сильного удара и начавшегося пожара трое членов экипажа воздушного судна и его единственный пассажир погибли. Комиссия не выявила отказов в работе систем самолета и двигателей до момента столкновения со снегоочистителем. Видимость в месте столкновения воздушного судна с машиной была около 1000 метров. По словам представителя аэропорта "Внуково", такая видимость является нормальной.
Через два дня после трагедии гендиректор "Внуково" Андрей Дьяков и его заместитель Сергей Солнцев подали в отставку, сообщалось, что их отставка была принята.
По факту авиакатастрофы в аэропорту "Внуково" были возбуждены уголовные дела как в России, так и во Франции.
Во Франции дело было возбуждено по статье "непредумышленное убийство". Сначала расследование обстоятельств дела было поручено следственному отделу транспортной жандармерии, а в ноябре 2014 года парижская прокуратура открыла новое расследование, которое стали вести два судебных следователя, обладающие более широкими полномочиями, чем их коллеги из жандармерии.
В России 21 октября Московским межрегиональным следственным управлением на транспорте Следственного комитета РФ было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 263 Уголовного кодекса РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации судна воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). В тот же день дело было передано для дальнейшего расследования в Главное следственное управление Следственного комитета России.
В рамках уголовного дела были арестованы ведущий инженер аэродромной службы аэропорта Владимир Леденев, водитель снегоуборочной машины Владимир Мартыненко и диспетчер-инструктор Александр Круглов, а диспетчер-стажер Светлана Кривсун, осуществлявшая под контролем инструктора непосредственное управление экипажем французского самолета, и руководитель полетов аэропорта Внуково Роман Дунаев были отправлены под домашний арест.
Кроме них, еще было предъявлено обвинение диспетчеру руления Надежде Архиповой.
Следствием было установлено, что непосредственной причиной крушения самолета послужило столкновение при взлете воздушного судна со снегоуборочной машиной, которая под управлением водителя Мартыненко, выехала в нарушение правил на взлетно-посадочную полосу при отсутствии контроля за его действиями со стороны старшего сменного инженера Леденева.
Дополнительными факторами, послужившими причиной авиакатастрофы, явились допущенные нарушения авиационных правил со стороны диспетчеров Дунаева, Архиповой, Кривсун и Круглова. При наличии информации локатора обзора летного поля на мониторах, которыми оборудованы рабочие места диспетчеров, они нарушили авиационные правила и не сообщили пилотам о движении спецмашины в сторону взлетно-посадочной полосы, а затем, когда она выехала на траекторию движения воздушного судна, о возникшей на их пути опасности.
В связи с этим пилоты не смогли принять меры к предотвращению столкновения воздушного судна с препятствием. При этом диспетчеры имели возможность предотвратить столкновение самолета со спецмашиной, но не предприняли к этому необходимых действий.
В конце августа 2015 года Следственный комитет завершил расследование уголовного дела в отношении шести обвиняемых в крушении самолета Falcon в аэропорту "Внуково" и направил его на утверждение в Генеральную прокуратуру, однако, по словам адвоката одного из обвиняемых по делу, надзорное ведомство отказалось утверждать обвинительное заключение из-за допущенных в ходе расследования процессуальных нарушений. Уголовное дело о катастрофе во "Внуково" было возвращено в Следственный комитет на доследование.
В конце сентября следствие избрало новую меру пресечения — подписку о невыезде для всех фигурантов этого дела.
В настоящее время Следственный комитет РФ завершает повторное расследование дела о крушении самолета главы Total Кристофа де Маржери в аэропорту Внуково, фигурантам дела 18 января 2016 года предъявят окончательные обвинения.
По словам руководителя юридической службы Федерального профсоюза авиадиспетчеров (ФПАД) России Олега Бабича, до окончания расследования обвиняемые отстранены от работы, но остаются сотрудниками аэропорта и внуковского центра обслуживания воздушного движения. Они могут быть уволены либо по собственному желанию, либо в случае обвинительного вердикта, препятствующего дальнейшей работе.
В рамках расследования крушения самолета Falcon во "Внуково" были возбуждены еще уголовные дела в отношении сменного директора аэропорта "Внуково" Сергея Косика, директора филиала Московского центра автоматизированного управления воздушным движением Владимира Ужакова и его заместителя Александра Повалия.
Все они, несмотря на это, продолжают выполнять свои обязанности. Расследование авиационного инцидента Межгосударственным авиационным комитетом в настоящее время также еще не завершено.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников