МОСКВА, 14 янв — РИА Новости. Перспективы возобновления шестисторонних переговоров по решению северокорейской ядерной проблемы туманны – в первую очередь, из-за неготовности США и их союзников идти на компромисс, международному сообществу необходимо пересмотреть свое отношение к КНДР и предложить ей пакет мер, схожий с иранским, считают российские эксперты.
Ситуация на Корейском полуострове осложнилась после проведения 6 января четвертого по счету ядерного испытания в КНДР, которое в Пхеньяне объявили взрывом водородной бомбы. Южная Корея в ответ возобновила вещание антипхеньянской пропаганды вдоль межкорейской границы. По итогам экстренного заседания Совета безопасности ООН все 15 членов решили немедленно начать работу над новой резолюцией по КНДР. CБ признал, что КНДР нарушила четыре его резолюции, принятых с 2006 по 2013 годы, и существует угроза международному миру и безопасности.
КНДР объявила себя ядерной державой в 2005 году, а в 2006, 2009 и 2013 годах провела подземные ядерные испытания. В 2009 году Пхеньян вышел из шестисторонних переговоров, в которых участвовали РФ, США, КНР, Япония, а также КНДР и Южная Корея.
США не идет на уступки
"Дело-то, в общем-то, в большей степени не в самое Корее, а в американцах, которые хотят если говорить, то только на своих условиях. А какие условия? КНДР должна не только заявить о готовности к переговорам, но и доказать, что она серьезно готова разоружаться, и только если она какие-то шаги в сторону ядерного разоружения предпримет, после этого мы начнем разговор", — сказал в ходе прошедшего в четверг в МИА "Россия сегодня" круглого стола экс-посол РФ в КНДР, доцент кафедры японского, корейского, индонезийского и монгольского языков МГИМО (У) МИД РФ Валерий Сухинин.
"Такая постановка вопроса весьма нелогична. Как же так – мы еще до переговоров не дошли, говорить не начали, а вторая сторона должна все свои карты выложить на стол", — считает он.
Как полагает Сухинин, мировое сообщество должно обратить призывы начать диалог не только к КНДР, но и к США.
"Корейцы говорили уже неоднократно, что они готовы разговаривать без предварительных условий. Американцы, южнокорейцы и японцы на это не идут. Поэтому когда мы говорим о шестисторонних переговорах, призывы к ним были, но они должны быть обращены не только к КНДР, но и к другим участникам этих переговоров", — отметил экс-посол.
Схожую точку зрения высказал и руководитель Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Александр Жебин. "Есть возможности для компромисса, есть эксперты, в том числе и на Западе, которые готовы предложить варианты такого компромисса, пока что нет политической воли, прежде всего у Соединенных Штатов и ряда других стран, их союзников, этот компромисс искать. Там почему-то уверовали, что вот еще немножко нажима, немножко санкций, и (северокорейский) режим развалится. В этом плане и китайцам, и нам надо четко сказать Соединенным Штатам: хватит использовать нераспространенческую повестку для продавливания своих геополитических интересов в регионе", — сказал он.
Нужно предложить КНДР конкретику
Жебин напомнил, что в 2016 году исполнится 10 лет с момента проведения КНДР первого ядерного испытания, и опыт этого десятилетия, по его мнению, говорит о том, что подход к решению северокорейской ядерной проблемы был выбран неверно.
"Тот путь, который был избран для решения северокорейской ядерной проблемы с 2006 года, этот путь санкций, нажима, требований – он не принес результатов. Очевидно, надо подумать о других подходах, о поиске компромиссов, это азбука дипломатии – договоренность, взаимные уступки. Пока, видимо, таких уступок КНДР не получила", — отметил эксперт.
Однако достижение таких уступок, как считает Жебин, вполне вероятно – это вопрос готовности мирового сообщества предложить КНДР конкретную программу действий. "Еще несколько лет назад сделка по Ирану тоже казалась абсолютно невозможной и недостижимой", — подчеркнул он.
По словам Жебина, Ирану — в отличие от КНДР — "был предложен очень разработанный пакет поэтапной отмены санкций". "Иран знал, что если он будет делать то-то, он что-то будет конкретное получать. Что предлагают Северной Корее? Предлагают сначала разоружиться, а потом "мы подумаем, что там еще вам можно в ответ сделать". Конечно, это не разговор для любого ответственного правительства", — считает он.
С этим согласен и заместитель руководителя Центра евроатлантических и оборонных исследований Российского института стратегических исследований Владимир Новиков. "Пока у Северной Кореи не будет убеждения, что ее безопасность обеспечена, ничего меняться не будет. Мировому сообществу пора бы отказаться рассматривать Северную Корею в виде такого карлика с ядерным амбициозным потенциалом, а (рассматривать ее) как де-факто ядерную страну, если не равнозначную Пакистану и Индии, то крайней мере такую, с которой надо считаться и учитывать их интересы национальные. Я не говорю, что это хорошо, но я не вижу другого выхода", — полагает он.
В то же время, Новиков считает, что в обозримой перспективе "никакие гарантии, написанные на бумаге, не удовлетворят Пхеньян по той простой причине, что мир все более и более демонстрирует пренебрежение к международному праву, все больше господствует право сильного".
Эту мысль поддержал и Сухинин. "Ситуация, что такая маленькая страна как КНДР, с ограниченными ресурсами, вынуждена в качестве меры предосторожности развивать ядерное оружие, говорит о том, что международное право, в общем-то, действует плохо, малые державы не могут полагаться, что в случае опасности СБ ООН или кто-то их защитит. Корейцы ссылаются и на Югославию, которую разбомбили, и на Ирак, где президента свергли-казнили безо всякого решения Совета Безопасности, и на Ливию с Каддафи. Мы по такому пути идти не хотим – это их трактовка", — считает он.
Большая война никому не нужна
В то же время эксперты уверены, что обострение отношений на Корейском полуострове не приведет к полномасштабному вооруженному конфликту – по крайней мере, в ближайшее время.
"Несмотря на все разговоры о стремлении к стабилизации ситуации, к разоружению и так далее, ситуация на (Корейском) полуострове будет балансировать от уровня приемлемо-опасного до угрожающе-опасного. Но вряд ли следует ожидать, что в ближайшее время разразиться полномасштабная война, в этом никто, по крайней мере, не заинтересован", — полагает Новиков.
С ним согласен и Жебин. "Что касается большой войны на Корейском полуострове, то вопрос о ней, конечно, будут принимать не в Сеуле и Пхеньяне, а в Вашингтоне и Пекине. Потому что географическое положение Корейского полуострова таково, что неизбежно любой конфликт может повлечь и, скорее всего, повлечет за собой вмешательство великих держав", — уверен он.
"Китай не готов уступить Корейский полуостров Соединенным Штатам, и США это понимают. Я не уверен, что американцы, у которых очень напряженные отношения с исламской цивилизацией, готовы поссориться еще и со второй цивилизацией, конфуцианской", — отметил Жебин.
Он также подчеркнул, что армия Южной Кореи даже не может быть приведена в полную боевую готовность "без санкции американского генерала, командующего американским воинским контингентом в Южной Корее", поэтому любые вооруженные столкновения, по его мнению, ограничатся отдельными инцидентами на границе. "Пострелять на демаркационной линии из пушек, пулеметов – да, южнокорейцы могут, но что-то сделать больше – они будут просить санкции американцев", — сказал Жебин.