Рейтинг@Mail.ru
Владимир Толстой: человек отличит настоящее искусство от временного - РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Владимир Толстой: человек отличит настоящее искусство от временного

© РИА Новости / Наталья Селиверстова | Перейти в медиабанкГлава Совета при президенте РФ по русскому языку Владимир Толстой. Архив
Глава Совета при президенте РФ по русскому языку Владимир Толстой. Архив
Читать ria.ru в
Дзен
Советник при президенте РФ по культуре Владимир Толстой в преддверии Года кино рассказал в интервью РИА Новости о том, какие задачи стоят перед культурой в непростой экономической ситуации, о конфликте, сложившемся вокруг коллекции скифского золота, а также о том, что отличает настоящее искусство от временных модных тенденций.

Советник при президенте РФ по культуре Владимир Толстой в преддверии Года кино рассказал в интервью РИА Новости о том, какие задачи стоят перед культурой в непростой экономической ситуации, о конфликте, сложившемся вокруг коллекции скифского золота, а также о том, что отличает настоящее искусство от временных модных тенденций.

— Владимир Ильич, в конце прошлого года прошел совет по культуре при президенте РФ, на нем было затронуто очень много вопросов, в частности по созданию единой культурной политики, сохранению культурного наследия и многие другие. Какие будут дальнейшие действия?

— Будет перечень поручений президента. Он создается на основе разговора, который произошел. То есть в него могут войти инициативы самого руководителя государства, высказанные им членам совета, и предложения участников, которые обсуждались и получали какую-то реакцию от главы государства.

—  А когда?

— Я думаю, что выйдет на следующей неделе. Сейчас идет подготовка. Уже проект перечня создан, но нужно согласовать его с разными инстанциями в самой администрации. Прежде всего с государственно-правовым управлением, которое оценивает юридическую точность формулировок, и с рядом правительственных ведомств, которым будет поручено исполнение этих поручений. Стараемся совместно с ними формулировать так, чтобы это было исполнение.

— Получается, это те вопросы, которые обсуждались, и в них может еще что-то дополнительно быть внесено?

— Да.

— Владимир Мединский высказывал опасения по поводу того, что, если бюджет будут сокращать, это коснется и культурной сферы. Сейчас говорят как раз о сокращении бюджета. Как вы считаете, это как-то скажется на учреждениях культуры, будет в этой сфере сокращаться финансирование?

— Если сокращение бюджета будет общим и неизбежным, если оно затронет все ведомства и все направления деятельности правительства, то министерство, уверен, постарается это, как сейчас говорят, 10-процентное уменьшение финансирования снимать не с поддержки своих подведомственных учреждений. Есть целый ряд целевых программ, которые, может быть, будут слегка пересмотрены.

— Например?

— Мне трудно говорить, это задача министерства культуры. Я думаю, что, если действительно такой момент придет, мы будем проводить консультации, советоваться, но сейчас преждевременно об этом говорить. Тем более что на совете звучало пожелание деятелей культуры, министра культуры, всех нас, чтобы с незначительным в масштабах всего бюджета Российской Федерации бюджетом на культуру поделикатнее обошлись и пощадили. Мы попробуем включить подобный пункт в том числе и в перечень поручений, если он будет одобрен экспертным управлением, которое занимается экономической политикой.

— Чтобы при сокращении бюджета культуру не трогали?

— Конечно, звучать будет не так. Могу сказать, как это звучит сейчас. Не факт, что это останется, просто для примера. При уточнении в 2016 году расходной части федерального бюджета учитывать приоритетность реализации программы мероприятий, направленных на достижение целей и решение задач "Основ государственной культурной политики". Причем в таком случае это может коснуться не только бюджета министерства культуры, но отчасти и министерства образования, и еще ряда ведомств, которые задействованы в исполнении "Основ государственной культурной политики".

— Прошли чтения романа Толстого "Война и мир". Есть идеи продолжить эту традицию?

— Во-первых, конечно, это проект грандиозный по масштабу, огромный, очень сложный. Конечно, он был бы просто неосуществим без технических возможностей ВГТРК, которая предоставила свои аппаратные студии в разных городах России и мира, корреспонденты участвовали из разных городов и стран. Огромное количество людей самых разных профессий было вовлечено. То есть это организационно огромный и очень сложный проект. Дальше более сложные задачи трудно ставить. "Война и мир" одно из самых больших и сложных произведений мировой литературы. Осталось, не знаю, Библию прочитать всем миром. Но тем не менее, поскольку этот формат оказался популярен, востребован, я думаю, что он будет продолжаться в каких-то более локальных формах. Это совместное чтение, чтение вслух невероятным образом объединяет людей. Можно сказать, что большая часть людей, которые были в этом проекте задействованы, сформировали своего рода клуб любителей "Войны и мира". Эти контакты даже сейчас продолжаются. Записан был не только основной текст романа, еще сотни роликов были присланы желающими участвовать. Это огромный массив информации, которая в дальнейшем может быть как-то использована.

—  В настоящее время никак не может быть решен вопрос с нидерландской стороной о золоте скифов: они отменили все судебные рассмотрения этого вопроса и решили вместо этого обмениваться письмами. Как по-вашему, как эта ситуация может быть разрешена и когда?

— Надо понимать, что в любом случае это очень затяжной вопрос и длиться он может годами. Зависит это и от общеполитический конъюнктуры, потому что прямого судебного легитимного решения вынесено быть не может, так как есть очень много привходящих обстоятельств. С одной стороны, вещи были частью коллекций конкретных музеев и мировая практика говорит, что они должны быть возвращены в музеи, в составе коллекций которых они находились, то есть в крымские музеи. С точки зрения европейской юрисдикции Крым не признан как часть Российской Федерации, а по-прежнему в юрисдикции Украины. Я очень надеюсь, что просто будем говорить, что сейчас эти вещи находятся на ответственном хранении. А дальше очень многое будет зависеть от развития российско-европейского диалога и в целом от политической ситуации.

—  Последний вопрос о вашем отношении к современному искусству, акциям. Я думаю, вы слышали о Петре Павленском. Как вы считаете, является ли подобный перформанс искусством или все-таки нет?

— Это вообще выражение проявлений индивидуального высказывания. Я бы не отнес это к искусству, потому что в большей степени это некая публичная акция, которая привлекает внимание к той или иной проблеме. Но к искусству в моем понимании это имеет довольно отдаленное отношение. Жалко человека, который наносит себе физические увечья. Может быть, он при этом движим какими-то очень благородными мыслями, но от искусства, на мой взгляд, это очень далеко. Вот посмотрите, что для меня характерно и приятно. Уже несколько раз продлевается срок действия выставки Серова. И ломятся люди, туда невозможность попасть. Человек всегда отличает настоящее искусство от временных форм, сиюминутных самовыражений. Могу привести пример. В Британии в одном пространстве на одном этаже открылась выставка современного искусства, очень актуального, а на другом собрали в одном месте впервые всего ван Дейка. Хилые группки из трех-пяти человек, которые ходили по одной выставке, и абсолютный лом людей на ван Дейке. Просто эстетически человек все равно выбирает высокое искусство. Эксперимент очень нужен. Эксперимент провоцирует какие-то мысли, течения, взгляды. Нужно поддерживать современное искусство. Но все равно время отбирает вечные ценности. И далеко не все, что в актуальном искусстве сегодня модно, завтра останется в истории культуры.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала