ТОКИО, 6 янв — РИА Новости, Иван Захарченко. Северная Корея взорвала посленовогоднюю атмосферу соседних стран водородной бомбой, которую, как утверждается, она испытала на ядерном полигоне в горах провинции Янгандо относительно недалеко от границ с Россией. Хотя у других стран нет точных данных, подтверждающих, что КНДР испытала именно термоядерное оружие, она явно хотела произвести демонстративный эффект как внутри страны, так и в международном сообществе.
Против северокорейского государства уже действуют жесткие санкции со стороны Совета Безопасности ООН, а также односторонние ограничения США, Японии, Южной Кореи и других стран, которые блокируют внешнеполитическую деятельность КНДР, мешают развитию её экономики.
Наряду с ядерным оружием, Пхеньян занимается активными разработками баллистических ракет, в том числе, запускаемых с подводных лодок. Эти ракеты могут быть оснащены ядерными боеголовками.
Соседи КНДР, в том числе Китай, осудили ядерное испытание Пхеньяна, некоторые из них намерены добиваться от СБ ООН ужесточения санкций, но вряд ли они подействуют на усилия северокорейского государства по наращиванию ядерного потенциала. И вряд ли руководство этой страны думало в первую очередь о возможных последствиях нового взрыва, скорее рассчитывало на политическую выгоду.
Грозное заявление в атмосфере праздника
Заявление об успешном испытании, как утверждают в Пхеньяне, термоядерного оружия было зачитано по центральному ТВ КНДР диктором предельно торжественным голосом.
"Яркий успех КНДР в испытании водородной бомбы на этот раз стал великим достижением в истории, историческим событием национальной значимости, поскольку гарантирует вечное будущее нации", — говорилось в заявлении.
По видео-кадрам из КНДР, показанным в эфире телевидения Южной Кореи, жители Пхеньяна слушали молча это заявление с больших телевизионных панелей на улице города. Затем они аплодировали и поздравляли друг друга.
Эффект удался, совершенное преподнесено как победа. Произошло это за два дня до предстоящего 8 января дня рождения лидера КНДР Ким Чен Ына. Дата эта, судя по настенным северокорейским календарям, торжественно не отмечается в отличие от дней рождения отца и деда руководителя страны Ким Чен Ира и Ким Ир Сена.
Южнокорейские эксперты, мнения которых транслировали СМИ, не исключают, что время для нынешнего испытания выбрано не случайно.
К тому же приближается проведение в мае этого года первого за 36 лет съезда Трудовой партии Кореи (ТПК), и успешное ядерное испытание ознаменует собой торжество правления молодого руководителя страны. Бросая вызов международным институтам, Ким Чен Ын продолжает испытывать ядерные вооружения и баллистические ракеты, пытаясь укреплять свои позиции.
Уже неоднократно КНДР пыталась доказать, что ей не понадобилось бы создавать ядерное оружие, если бы не угроза США и отказ Вашингтона от идеи подписания мирного договора между двумя странами. На этот раз эта же мысль прозвучала вновь: КНДР не откажется от ядерного оружия, пока США не откажутся от враждебного курса.
"Взрыв" как средство давления
В 2005 году, когда КНДР впервые заявила о создании ядерного оружия и причислила себя к "ядерным державам", её не послушали и таковой не признали. А санкции против Пхеньяна в СБ ООН были приняты. В ответ Северная Корея провела год спустя первое испытание, и опять никто не захотел с ней считаться, ей лишь указали на свое место. Разработки были продолжены, несмотря на начатые еще в 2003 году в Пекине шестисторонние переговоры с участием дипломатов России, США, Китая, Японии, Южной Кореи и самой КНДР. Ядерные испытания были также проведены в 2009, 2013 годах, и на этот раз речь идет уже о термоядерном взрыве.
Переговоры "шестерки" зашли в тупик уже давно, КНДР объявила их "мертвыми", настаивая на том, что ядерный вопрос касается только её и Соединенных Штатов, от которых зависит, будет ли Пхеньян продолжать свои ядерные разработки.
Ким Чен Ыну явно необходимо признание, которого обычным способом ему добиться не удается.
США не признают и не могут признать КНДР в качестве полноценного государства, поскольку изначально обещало этого не делать своему ближайшему союзнику в Азии — Южной Корее. Поддержание состояния ни войны, ни мира позволяет американцам удерживать позиции в регионе в надежде влиять на Китай и Россию. Размещенные в Южной Корее 28 с лишним тысяч военнослужащих США направлены официально на защиту Сеула, но на деле противостоят другим сверхдержавам в регионе. Напряженность, возникающая при этом, позволяет продавать новейшие дорогие вооружения Южной Корее и Японии, что выгодно экономически, не считая того, что содержание войск США в этих странах щедро оплачивается из их бюджетов.
В этой связи одними призывами подписать мирный договор КНДР не ограничивается, а сдаваться не собирается. Остается один выход — бросать вызов Америке, а вместе с ней всему международному сообществу, которое осуждает действия Пхеньяна и "подыгрывает", по его мнению, правительству США.
Межкорейские отношения и диалог
В первый день 2016 года Ким Чен Ын вообще не упомянул ни разу ядерное оружие в обращении к нации, вселив надежду в Южной Корее и других странах на то, что теперь его страна сосредоточится исключительно на решении экономических задач и улучшении жизни народа. При этом он высказался за улучшение межкорейских отношений и открытие пути к национальному воссоединению.
В минувшем декабре состоялись переговоры на уровне заместителей министров КНДР и Республики Корея об улучшении отношений, но ни к чему не привели. Не были даже определены сроки следующей встречи. Сразу после этого, 15 декабря, как передает южнокорейское ТВ, Ким Чен Ын подписал приказ о термоядерном испытании.
Южная Корея осудила Пхеньян, пригрозила, что ядерное испытание становится помехой для национального воссоединения, но активизировала контакты с участниками шестисторонних переговоров. Глава делегации Республики Корея Хван Чун Гук провел контакты с представителями других стран, в том числе российским послом в Сеуле, обмениваясь мнениями о ситуации вокруг КНДР.
За долгие годы эта страна привыкла к тому, что на нее начинали обращать внимание только в случае крайностей. Возможно, на этот раз будет также — как Пхеньяну, так и другим "игрокам" предоставлена возможность урегулировать ситуацию дипломатическим путем, но до окончательного решения далеко.
Со времен шестисторонних переговоров Россия настаивала на том, что это оптимальный формат переговоров, но возможно привлечение к ним представителей Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Вместе с тем, как показывает опыт, без решения двусторонних проблем КНДР с Южной Кореей, США и Японией добиться ядерного урегулирования невозможно.