МОСКВА, 6 янв – РИА Новости. Дети должны начинать осваивать первые азы письменной речи не в 5-6 лет, а уже в три года, когда у них появляются способности отличать картинки от напечатанных и написанных слов, заявляют ученые в статье, опубликованной в журнале Child Development.
"Полученные нами результаты показывают, что самые базовые представления о чтении появляются у детей поразительно рано. Опираясь на эти данные, теперь мы сможем оценивать в очень раннем возрасте, какие дети будут преуспевать при обучении чтению, а кому потребуется дополнительная помощь", — заявила Ребекка Трейман (Rebecca Treiman) из университета Вашингтона в Сент-Луисе (США).
Трейман и ее коллеги пришли к выводу, что детей можно и нужно начинать учить чтению в три года, наблюдая за поведением и развитием умственных способностей свыше ста детсадовцев в возрасте от трех до пяти лет, которых до этого родители ни разу не пытались научить читать и писать.
Эти эксперименты были достаточно простыми – ученые показывали детям фотографии слов и схематические картинки, на которых была изображены собаки, часть из которых была подписана словом "собака" (dog по-английски). Показывая очередную картинку ребенку, экспериментаторы читали слово, написанное на карточке, а через некоторое время показывали эти картинки им еще раз и просили назвать, какое слово написано на фотографии.
В некоторых случаях психологи "ошибались" и говорили не "собака", а "щенок" (puppy). Сравнивая то, как часто дети повторяли эту ошибку экспериментатора, смотря на чистые слова и на подписанные картинки, авторы статьи пытались понять, ассоциируют ли дети определенное значение с конкретными словами.
Иными словами, Трейман и ее единомышленники, проверяли, понимает ли ребенок, что слово "собака" обозначает исключительно собаку, а не собаку и щенка одновременно, как это делает схематический рисунок пса.
Как показал этот опыт, дети даже в возрасте трех лет способны осознавать это различие, что говорит о том, что они понимают, что такое символ и какую роль они играют в письменной речи. Подобные результаты, как считает Трейман, говорят в пользу того, что детей можно и следует учить читать в самом раннем возрасте – это даст родителям и воспитателям больше времени на понимание того, отстает ли их ребенок или подопечные в своем развитии от сверстников.