РИМ, 5 янв – РИА Новости, Сергей Старцев. Начало 2016 года преподнесло римлянам малоприятный сюрприз. Когда уставшие от шума петард и фейерверков горожане 2 января решили пройтись по магазинам, движение в центре города намертво встало из-за того, что расплодившиеся в городе скворцы загадили набережные Тибра и передвигаться по скользкому асфальту стало небезопасно. После нескольких аварий дорожная полиция сочла за благо перекрыть движение автотранспорта по набережным в связи с "чрезвычайной ситуацией с гуано".
Город чрезвычайных ситуаций
Поскольку эта экзотическая ЧС возникла всего через несколько дней после предновогодней чехарды с запретом на движение из-за смога, римляне ругали городских начальников, не стесняясь в выражениях. Людей задело не только и не столько введение ограничений на передвижение, сколько явная неспособность властей принять хоть какие-то эффективные меры. Анекдотично выглядела уже сама история с введением запрета. Сначала было объявлено, что в столице на два дня полностью будет прекращено движение автотранспорта, затем это сообщение опровергли, и, наконец, на Капитолии решили попеременно по дням дозировать проезд машин с четными и нечетными номерами.
Итог этой типичной для сегодняшнего Рима истории был печальным. Сразу после рождественских праздников город погрузился в настоящий хаос. При заметном увеличении нагрузки на общественный транспорт, количество личных автомашин на улицах города уменьшилось незначительно (около четверти автомобилей имели "неразрешенные" номера). Объяснялось это, в частности, отсутствием действенного контроля со стороны полиции, которая выписала всего лишь около 300 штрафов. При этом уровень загрязненности воздуха в столице вообще не снизился. Зато местные коммерсанты понесли весомые потери: только за два дня всеобщей неразберихи они недосчитались около 100 тысяч евро…
В истории с декабрьским смогом как в капле воды отразился весь хаос римской жизни, где любая мало-мальски серьезная проблема грозит превратиться в чрезвычайную ситуацию. Давно не было дождя, возник смог – ЧС, прошел "ледяной дождь" (как в феврале 2012 года), транспортный коллапс – снова ЧС, нагадили птицы – опять ЧС. Очевидно, что столичные власти разучились самостоятельно решать копившиеся годами проблемы Вечного города. В свою очередь население разочаровалось во властях и вовсе не горит желанием выполнять их предписания, зачастую сознавая их явную бесполезность, а то и вред. В итоге Рим медленно, но верно приходит в упадок.
В плену неразрешенных проблем
"Посмотри на Рим в эти новогодние дни. Этот великий город представляет собой довольно унылое зрелище. Здесь практически нет праздничной иллюминации, каких-то интересных и зрелищных мероприятий, ярких культурных событий. Вообще в городе ощущается явный спад во всем — от торговли до туризма. Жизнь как будто постепенно покидает Вечный город, оставляя нетронутыми лишь его грандиозные руины. И это нельзя объяснить только нынешней террористической угрозой, потому что атмосфера у нас совсем не такая, как в Мадриде, Лондоне и даже в пережившем ужасные теракты Париже", — рассказывает главный редактор независимого информационного портала Cinque quotidiano Джулиано Лонго.
Джулиано многие годы пишет о Риме, в деталях знает хитросплетения политической жизни итальянской столицы. В его словах об упадке Вечного города, чувствуется горечь и боль настоящего римлянина.
Впрочем, свидетельства этого упадка у всех на виду. Мы начали с рассказа об остроте транспортных проблем, которые отчасти можно оправдать музейным характером большей части Рима, где любое строительство жестко контролируется органами охраны культурного наследия. Этим, в частности, объясняется тот факт, что в городе с почти четырехмиллионным населением действуют всего две линии метро – А и В. Труднее объяснить, почему строительство третьей линии С тормозится еще с 1990-х.
После многих лет бюрократических проволочек первые 15 станций "зеленой" ветки были введены в строй в ноябре 2014 года. Довести линию С до Собора св. Иоанна Крестителя на Латеранском холме планировали в 2016 году, а до Императорских форумов – в 2021 году. Похоже, этим планам не суждено теперь сбыться. Генеральный подрядчик – компания Metro C недополучила из городской казны 200 миллионов евро за уже выполненные работы и 15 декабря была вынуждена заморозить "стройку века" на неопределенный срок. И это в ситуации, когда, по данным Legambiente — крупнейшей итальянской организации по охране окружающей среды, — Рим занимает последнее место среди европейских столиц по использованию экологически чистого транспорта (трамваев, троллейбусов, метро).
Еще одной острейшей проблемой Рима остается сбор, переработка и утилизация бытовых отходов. Несколько лет назад столичные власти ввели в ряде районов раздельный сбор мусора. Последствия этого, на первый взгляд, абсолютно правильного решения, оказались неожиданными. Часть горожан, узнав о том, что весь мусор, включая тщательно отсортированный, попадает на одну и ту же свалку, фактически саботирует эту дорогостоящую инициативу. А муниципальная компания Ama, которая должна была организовать весь процесс, работает недостаточно хорошо, в результате чего на некогда чистых улицах "экспериментальных" районов образовались свалки, напоминающие о позоре мусорного кризиса в Неаполе.
"Столичная мафия"
Впрочем, деятельностью Ama и ряда других муниципальных компаний, занимающихся коммунальной сферой, а также приемом и размещением мигрантов в Риме, уже давно заинтересовались правоохранительные органы. Расследование, которое следователи прокуратуры Рима провели в отношении столичной администрации в нулевые годы, привело их к сенсационному выводу о существовании "разветвленной коррупционной системы", охватившей практически все сферы городского хозяйства. Следователи назвали ее "Mafia Capitale" (Столичная мафия).
В декабре 2014 года по итогам этого расследования были арестованы 38 человек, которым предъявили обвинения в коррупции, фальсификации результатов тендеров, рэкете, подделке документов, отмывании денег, мафиозной деятельности и других тяжких преступлениях. В числе арестованных оказался бывший террорист из неофашистской радикальной группировки "Революционные вооружённые ячейки" (NAR) Массимо Карминати, который, судя по всему, и был главным организатором масштабной преступной схемы. Фактически дело о "Столичной мафии" продемонстрировало, что большинство муниципальных подрядов в Риме распределяется на основе взяток и "откатов".
В Италии вспыхнул громкий политический скандал, который продолжился арестом в июне 2015 года еще 44 человек, в том числе, топ-менеджеров муниципальных структур, а также влиятельных политиков и городских чиновников. Под подозрением оказался и бывший мэр Рима Джанни Алеманно, возглавлявший столичную администрацию в 2008-2013 годах. В ноябре прошлого года в римском суде начался так называемый "макси-процесс" по этому скандальному делу, где в роли обвиняемых одновременно выступают 46 человек. В их числе бывший глава компании Ama Франко Панцирони и опаснейший преступник, глава мафиозного клана Сальваторе Буцци, действовавшие заодно с Карминати.
Две недели назад бывший мэр Рима Алеманно, счастливо избежавший "макси-процесса", все-таки был привлечен к суду по обвинению в коррупции и незаконном финансировании партий. По версии следствия, экс-градоначальник при посредничестве Панцирони получил от матерого мафиози Буцци как минимум 125 тысяч евро для деятельности своего фонда и финансирования предвыборной кампании…
Политическое землетрясение
"В Риме произошло землетрясение, в результате которого обнажилась всеобъемлющая коррупционная система. Это привело к острейшему политическому кризису, в условиях которого все традиционные партии фактически лишились в столице шансов на правление. На последних выборах не голосовали уже около 40% граждан, имеющих права голоса. Сейчас ситуация в Риме еще более обострится", — считает Джулиано Лонго, который одним из первых журналистов получил информацию по делу "Mafia Capitale".
На волне этой сенсационной истории и ряда других сопровождавших ее скандалов мэр Рима известный хирург Иньяцио Марино, непосредственно не причастный к "столичной мафии", тем не менее, был вынужден подать в отставку. В истории Рима ему, видимо, придется остаться одним из самых непопулярных градоначальников послевоенного времени, так и не сумевшим совладать с местными коррупционерами и гангстерами. С 1 ноября столицей Италии единолично управляет бывший префект Милана Франческо Паоло Тронка, выполняющий обязанности "чрезвычайного комиссара" Рима. И это в момент высочайшей угрозы совершения терактов и в объявленный папой Франциском Юбилейный год милосердия, когда Рим должен принять сотни тысяч паломников. А новые выборы в столице пройдут, скорее всего, лишь в начале лета.
"Сейчас в Риме нет политических сил, которые смогли бы предложить программу развития города, причем не на два-три года, а на перспективу в несколько десятилетий. Кто бы ни пришел к власти, ему придется решать давно назревшие проблемы: транспорт, загрязнение окружающей среды, "цементизация" города (форсированная коммерческая застройка без учета требований урбанистики). Единственный выход я вижу только в программных инвестициях и резком сокращении нецелевых расходов для превращения Рима в европейскую столицу не на словах, а на деле. Но главное — городу как воздух нужен масштабный проект долговременного развития", — говорит Лонго.
"Либо при помощи центральных властей Рим удастся вытащить из этого болота, либо наш город окончательно придет в упадок", — резюмирует журналист. Я пытаюсь возразить ему, что за свою почти трехтысячелетнюю историю Рим переживал и более тяжелые времена, но Джулиано неумолим: "Другого шанса у нас может и не быть. Это дорога в никуда".