КИЕВ, 1 янв — РИА Новости. Соглашение о зоне свободной торговли Украины с Евросоюзом вступает в действие в пятницу. При этом Киев теряет торговые преференции со стороны России.
Киев и Москва в рамках трехсторонних переговоров при участии Еврокомиссии на протяжении года пытались сгладить риски для России от евроинтеграции Украины, однако консультации в конечном счете завершились безрезультатно.
Россия для защиты своего рынка с 1 января приостанавливает действие договора в рамках СНГ о зоне свободной торговли с Украиной, а также вводит таможенные пошлины и продуктовое эмбарго, аналогичное тому, что действует в отношении стран, поддержавших антироссийские санкции.
Власти Украины неоднократно заявляли, что не намерены откладывать вступление в силу соглашение о ЗСТ с ЕС, несмотря на то, что потери украинских экспортеров от продэмбарго РФ в 2016 году могут составить около 600 миллионов долларов. Верховная рада в конце года разрешила кабмину вводить экономические санкции против России в ответ на решения Москвы по ЗСТ и продуктовому эмбарго.
Выгоды Киева
Украина и ЕС в конце 2014 года отложили вступление в силу соглашения о ЗСТ для проведения консультаций с российской стороной. Власти РФ опасались, что беспошлинные товары из ЕС через Украину хлынут на российский рынок и создадут неравные условия для отечественных производителей. Киев не видел оснований для такого беспокойства. Чтобы снять спорные вопросы, украинская сторона согласилась на проведение консультаций совместно с ЕС и РФ, однако вносить правки в текст соглашения отказалась.
Украинские эксперты считают, что принятие норм и стандартов ЕС в сочетании с беспошлинной торговлей будет способствовать привлечению инвесторов и передаче технологий из западноевропейских и других ведущих экономик. Это поможет превратить украинскую экономику из экспортера сырьевых материалов и сельскохозяйственной продукции в игрока, который полностью интегрировался в рынки ЕС.
При этом специалисты указывают, что Украина должна быть готова к определенным рискам, главным образом связанным со способностью украинских компаний соответствовать высоким конкурентным условиям, в которых работают европейские производители.
К настоящему времени Украиной разработано и выполняется более 50 нормативных актов по внедрению норм и правил ЕС в сферах технического регулирования, фитосанитарных и ветеринарных мер, упрощенного таможенного администрирования и таможенного контроля, приняты законодательные решения, которые являются основой для институциональной реформы, направленной на полномасштабную ассоциацию с ЕС.
По оценке Министерства экономического развития и торговли Украины, в результате уменьшения и отмены пошлин с Европейским союзом украинские экспортеры будут экономить 487 миллионов евро ежегодно, европейские — 391 миллион евро. Наибольшие преимущества от уменьшения ввозных пошлин получит украинский аграрный сектор — 330 миллионов евро для сельскохозяйственной продукции и 53 миллиона евро для переработанной сельскохозяйственной продукции.
В Минэкономики отмечают, что Украина и ЕС после вступления в силу соглашения сразу же отменят импортные пошлины на 97% и 96,3% тарифных линий соответственно. Для промышленных товаров либерализация будет означать немедленную отмену действующих ввозных пошлин на большинство товаров (82,6% – Украина и 91,8% – ЕС). Для остальных установлены переходные периоды, а для легковых автомобилей и одежды, бывшей в использовании, предусмотрено применение специальных защитных механизмов.
Для сельскохозяйственной продукции с момента временного применения соглашения со стороны ЕС и его ратификации Украиной пошлины будут отменены на 35,2% тарифных линий Украиной и 83,1% – Евросоюзом.
Что касается остальных товаров, то по 52% тарифных линий Украина вводит переходные периоды длительностью от 1 до 7 лет, на 9,8% – частичную либерализацию и на 3,0% – беспошлинные тарифные квоты. В свою очередь Евросоюз устанавливает переходные периоды на 2% тарифных линий (длительностью три и семь лет), а по наиболее чувствительным товарам (14,9%) предложен доступ в рамках беспошлинных тарифных квот. Они предоставлены Украине по зерновым, мясу свинины, говядины и птицы, а также по некоторым другим продуктам.
Опасения Москвы
По оценке Минэкономразвития России, ущерб для российских предпринимателей от ассоциации ЕС и Украины в краткосрочной перспективе мог бы составить 3,5 миллиарда долларов, если бы Россия не отреагировала на запуск ЗСТ.
Путин заявил, что Москва стремилась сохранить экономические взаимоотношения с Украиной, однако Киев в одностороннем порядке вышел из режима, установленного Договором свободной торговли СНГ.
Чтобы минимизировать риски, Россия приняла решение перевести Украину на режим наибольшего благоприятствования и установить средневзвешенные пошлины в 6% на импорт украинских товаров. Такие обязательства по уровню тарифов Россия взяла на себя в ВТО – так что это не противоречит нормам организации.
Киев неоднократно заявлял, что возможные ограничительные меры РФ не нанесут большого вреда аграриям Украины.
По данным Государственного комитета статистики, Украина за январь-май снизила экспорт в Россию на 60,3%, импорт из РФ — на 66,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Ранее Министерство аграрной политики и продовольствия Украины сообщало, что в течение 2010-2014 годов объем торговли продовольствием с РФ сократился на 40%. При этом показатель в 2% является историческим минимумом.
Долгие и безрезультатные переговоры
Украина и ЕС в рамках трехсторонних торговых переговоров с РФ предлагали снимать озабоченности России по мере их возникновения и находить решения проблем, когда будет выявляться реальный ущерб. РФ с такой позицией не согласилась.
РФ настаивала на юридически обязывающих договоренностях, и представила соответствующие предложения Киеву и ЕС. В частности, РФ предлагала Украине и ЕС создать трехстороннюю систему информационного обмена в области таможенного администрирования, которая позволяла бы отслеживать страну происхождения товаров и закрывала бы возможность для товаров из третьих стран подпадать под преференциальный режим торговли между РФ и Украиной.
По мнению торгового представителя Украины Наталии Микольской, обязательства по торговле должны быть не только со стороны Украины, но и со стороны России.
"Давайте говорить о взаимности. Если Российская Федерация требует от Украины неких переходных периодов, давайте говорить о переходных периодах по техническим регламентам Евразийского экономического союза, о которых с нами никто не говорит. Давайте говорить об ограничениях, которые действуют на территории Евразийского экономического союза. Экспорт упал не в разы, а сотни раз", — пояснила свою позицию Микольская.
"У нас тоже очень много опасений, связанных с работой Евразийского экономического союза, опасений, связанных с происходящими действиями и актами, которые приняты на уровне Евразийского экономического союза, и соглашений о зоне свободной торговли в рамках СНГ. С нами не всегда консультируются", — добавила она.
Стороны рассчитывали, что им удастся выйти на какие-то договоренности до нового года, однако эти надежды оказались призрачными.
Единственным итогом переговоров России, Украины и Еврокомиссии по ассоциации Украина-ЕС в конце декабря стало признание необходимости переходного периода по техническим регламентам, однако их сроки не были установлены. Никаких юридических обязательств участники на себя не взяли, текст соглашения по ассоциации Киева-ЕС остался неизменным, а Еврокомиссия обвинила Россию в нарушении минских договоренностей об урегулировании конфликта на Украине.
"Указ президента Путина от 16 декабря 2015 года, приостанавливающий действие норм зоны свободной торговли в отношении Украины, добавил элемент политического давления и противоречит условиям, обозначенным в минских заявлениях по участию в трехсторонних переговорах", — говорится в коммюнике ЕК по итогам последней встречи.
Консультации будут продолжены
Еврокомиссар по торговле Сесилия Мальмстрем, представлявшая на переговорах ЕС, заявила, что стороны были близки к решению проблемных вопросов, но российская сторона не проявила должной гибкости.
Путин считает, что ответственность за неудачный исход должны взять на себя политики Киева и ЕС, Россия же готова продолжить попытки урегулировать отношения в рамках трехсторонних переговоров.
В министерстве заявили, что ЕС и Украина категорически и принципиально отказывались зафиксировать какие-либо возможные результаты переговоров в форме юридически обязывающего документа, сводя все свои предложения к продолжению мониторинга ситуации и созданию новых, ни на что, по сути, не уполномоченных рабочих групп.
При этом Улюкаев не исключил, что работа еще может быть продолжена и после 1 января 2016 года, но она будет вестись в иных условиях.
Еврокомиссия также предложила проводить переговоры в рамках трехсторонней рабочей группы с 1 января 2016 года при условии, что Россия выполнит свои обязательства в отношении Украины в рамках ЗСТ СНГ.
В свою очередь глава МИД Украины Павел Климкин заявил, что не намерен участвовать в новых раундах встреч. "Сейчас мы не видим оснований для консультаций на министерском уровне", — сказал он, не исключив, что консультации будут продолжены на экспертном уровне.
Минск и Астана обеспокоены ЗСТ Украины и ЕС
Присоединение Киева к ЗСТ с ЕС также вызывает серьезные опасения со стороны Белоруссии и Казахстана, которые пока сохраняют торговые преференции с Украиной. Они боятся, как бы Украина не стала транзитной зоной для беспошлинного ввоза европейских товаров на общий рынок ЕАЭС.
"Складывается серьезная ситуация в отношении зоны свободной торговли СНГ. Не только у России, но и всех у нас есть определенные озабоченности по этому поводу", — сказал президент Белоруссии Александр Лукашенко. По его словам, "может сложиться ситуация, когда товар Украины будет замещен товаром Евросоюза в Украине, их товар хлынет на нашу территорию".
Ранее министр по делам экономической интеграции Казахстана Жанар Айтжанова также обещала, что Казахстан будет следить за ситуацией с возможным реэкспортом беспошлинных европейских товаров с Украины. "Тут есть механизмы, такие как сертификаты страны происхождения товара, критерии достаточной переработки. На все эти вещи мы будем обращать внимание, наблюдать, мониторить", — пояснила Айтжанова.
В правительстве РФ не исключали, что страны ЕАЭС в будущем могут выработать единый подход по вопросу выхода из зоны свободной торговли с Украиной.
Возможность компенсации
Киев в ходе трехсторонних консультаций поднимал вопрос о компенсационных механизмах со стороны ЕС в случае введения Россией новых торговых санкций.
"Дополнительный пакет помощи не планируется, потому что мы уже помогли и много помогаем Украине как экономически, так и политически и в области зоны свободной торговли", — заявила еврокомиссар Мальмстрем. По ее словам, торговля между Россией и Украиной без того значительно сократилась, к тому же Киев заранее был готов к тому, что договориться с РФ не получится.
Эксперт НАН Украины Всеволод Степанюк уверен, что Киев не сможет компенсировать потерю российского рынка выгодами от ЗСТ с ЕС. Аналитик отметил, что это негативно отразится на работе украинских предприятий, они не смогут выйти на европейский рынок, а для бизнеса ЕС торговля с Украиной будет выгодной.
"Мы не сможем компенсировать, потому что товарная структура со странами Евросоюза кардинально отличается от товарной структуры торговали со странами Таможенного союза. В страны Таможенного союза мы продавали в основном технологическую продукцию: машины, агрегаты, электронику, двигатели. В страны ЕС мы продаем только сырьевые товары: зерно, чугун и другое сырье. К тому же украинские предприятия в своем подавляющем большинстве не сертифицированы по стандартам Евросоюза, что автоматически им не дает возможности что-либо продавать на территорию Евросоюза", — считает Степанюк.
В свою очередь экономический эксперт Тарас Козак полагает, что Украина сможет за два-три года компенсировать потери. "Безусловно, соглашение о ЗСТ компенсирует потери, и с запасом. Украина сможет поставлять значительно больше товаров, но для этого нужно время, чтобы украинские товаропроизводители, поставщики услуг смогли сертифицироваться согласно европейским требованиям, потому что снятия тарифов недостаточно, мы должны соответствовать разным внутренним требованиям ЕС, которые касаются всех и внутренних и внешних поставщиков", — считает эксперт.