Владимир Лепехин
В последние дни уходящего года политики и политологи наперегонки подводят его итоги, оценивая значимость событий масштабом побед или количеством жертв. Не отстают от них экономисты, подсчитывая прибыли и убытки. Кинематографисты мыслят объемами кассовых сборов, литераторы — числом изданных книг, музыканты — количеством концертов и проданных дисков.
А философы уделяют внимание не количеству, а качеству происшедшего. Тому, что произошло в минувшем году в антропософском смысле: что случилось в минувшем году с людьми, с их мыслями, мироощущением и самой человеческой природой.
Ключевое событие года в России
Владимир Путин, подводя итоги 2015 года на новогоднем приеме в Кремле, отметил, что главным его событием стало 70-летие Великой Победы.
Так и есть. При всех российских пертурбациях уходящего года, которые нам запомнятся как свет в окошке или тьма за окном, самое главное в минувшем году кроется именно в том, как наша страна и мир отметили 70-летие Великой Победы.
А отметили мы его так, как никогда. И это "как никогда" кроется не в традиционном для 9 мая параде Победы на Красной площади или в более масштабном, чем обычно, праздничном салюте, но, прежде всего, в многомиллионном марше "Бессмертный полк". Этот праздник россияне отметили "с честью перед отцами и дедами, судьба которых вдохновляла", подчеркнул президент России.
И опять же — что самое главное в этом марше? Разумеется, дело не в миллионах вышедших на улицы российских городов в едином и искреннем порыве простых и самых разных людей, хотя это показатель значимости события. Самое важное — в том, каким смыслом была наполнена эта акция.
А смысл её — в ПАМЯТИ, в обращении граждан России всех национальностей, возрастов и политических убеждений к памяти о том поколении, которое обеспечило и нам, россиянам, и всему миру спокойствие и возможность жить без войны целых 70 лет.
Важно, что в условиях вновь навязываемой нам то ли холодной, то ли гибридной, то ли, собственно, очередной мировой войны российский народ обратился не к националистскому угару или какому-то иному эгоистическому чувству, но к истории страны, к думам о тех, кто погиб, защищая Родину.
Память о них — основа нашего сегодняшнего сплочения перед лицом новых опасностей.
Замечу, что в день 70-летия Великой Победы мир раскололся на тех, кто приехал в Россию поддержать парад Победы и отнестись должным образом ко всему тому, что с ней связано, включая память о погибших и о подлинной истории Второй мировой войны, и тех, кто проигнорировал 70-летие Победы над фашизмом и, вольно или невольно оказавшись в БЕСПАМЯТСТВЕ, фактически отказался признавать уроки и итоги самой страшной войны в истории человечества.
Ключевое мировое событие 2015 года
Проевропейские персонажи в ответ на мое утверждение о погружении европолитиков в беспамятство наверняка возразят, заметив, что европейские страны отметили день окончания Второй мировой войны в Европе 8 мая, в том числе — путем возложения цветов, зажжения свечей и т.п. в знак памяти по жертвам этой войны. Да, это так. И день траура по погибшим в названной войне, безусловно, имеет такое же отношение к памяти её участников, как и День Победы. Вопрос только в том — полная ли это память.
Избирательная память, когда некто предпочитает видеть историю в искаженном свете и помнить о своем, как о главном, или же помнить о жертвах, игнорируя память о палачах и зачинателях войны, — это пародия на память. Но именно это мы и наблюдаем сегодня в Европе: стремление "помнить" Вторую мировую войну по-новому — без решающей роли в ней Советского Союза.
Именно беспамятством объясняется то варварство, с каким уничтожаются сегодня памятники российским воинам в ряде европейских стран, и та поддержка евроструктурами режима на Украине, который угрожает сегодня всему русскому, советскому и антифашистскому.
Новое прочтение истории Второй мировой войны стало следствием того, что Европа перестала быть полноценным субъектом мировой политики, превратившись в её объект. ЭТО И ЕСТЬ КЛЮЧЕВОЕ МИРОВОЕ СОБЫТИЕ 2015 ГОДА.
Европа была основным субъектом планетарной истории на протяжении всего последнего тысячелетия, но в минувшем году конструкция единой Европы раскололась на антагонистические фрагменты. Более того, отныне в ней доминирует принципиально новый антропологический тип в сравнении с тем, что сформировался после Рождества Христова. Я бы назвал такой тип "человеком без памяти". Фактически речь идет о социальной амнезии — о той её разновидности, которая квалифицируется в психологии как ретроградная.
Понятно, что утрата, например, Евросоюзом, главной общеевропейской организацией, статуса геополитической субъектности — вследствие отказа от своих исторических сущностей — произошла гораздо раньше 2015 года, но в минувшем году стало окончательно ясно, что самостоятельных и собственно европейских субъектностей (в лице ЕС, ПАСЕ или какой-то иной общеевропейской организации) уже не существует. Все эти структуры стали винтиками и шестеренками другого, более глобального механизма, именуемого "Американский мир" или "Новый мировой порядок".
Сегодня Евросоюз и национальные правительства европейских стран (похоже, что исключениями в этом списке не являются даже сверхавтономные Ватикан и Монако) мыслят и действуют уже исключительно в рамках тех стратегических установок, которые утверждаются в Вашингтоне при некотором участии Лондона и совсем незначительном — Брюсселя.
Западная Европа проявила полную лояльность Госдепу во всех ключевых международных проблемах минувшего года — в оценках ситуации на Украине, в Сирии и т.п.
Несмотря на дискуссии в НАТО, все страны этого альянса взяли под козырек в ответ на все без исключения директивы Вашингтона. Несмотря на нежелание правительств целого ряда стран (Италии, Венгрии, Греции и проч.) продлевать экономические санкции по отношению к России, все они в итоге присоединились к решению продлить эти санкции. Несмотря на теракты во Франции, эта страна (ранее лишившая себя заказа на производство "Мистралей" для РФ) не смогла полноценно включиться в борьбу с террористами на Ближнем Востоке, поскольку не получила "добро" от Госдепа. Ну а Германия, столкнувшись с почти катастрофическим наплывом беженцев, по этой же причине оказалась неспособной изменить — хотя бы в малом — свою внешнюю политику.
Полагаю, что даже участие в Минских соглашениях Германии и Франции не вышло за рамки той стратегии, которая определена Вашингтоном.
Как в России оценивают европейское беспамятство
В минувшем году произошел окончательный закат Европы — в том смысле, в каком его предрек почти век назад известный немецкий философ Освальд Шпенглер, затравленный впоследствии нацистами. Между тем утрата Западной Европой своей субъектности не может не беспокоить Россию, которая, несмотря ни на что, продолжает видеть в европейских странах как минимум своих главных экономических партнеров.
В России ПОМНЯТ и ценят отношения с теми западными странами, в коалиции с которыми Советский Союз одолел "чуму XX века". В ней помнят и чтут уроки истории в полном их объеме и со всеми нюансами.
В нашей стране понимают также, что современная Европа расколота, но в ней сегодня немало сил, ориентирующихся не на США и однополярный мир, а на те модели мироустройства (многополярный мир), которые открыто и последовательно предлагаются Россией. Соответственно, российское руководство не собирается терять своих реальных и потенциальных партнеров в Европе и вообще на Западе.
В такой ситуации в России родилась идея о необходимости перезагрузки отношений с Европой нового типа — с той частью Западной Европы, для которой память и такие связанные с ней понятия, как "традиции", "подлинная история", "христианский мир", "европейская цивилизация", "культурное наследие" и т.п., — не пустой звук.
Россия готова к перезагрузке российско-европейских (российско-германских, российско-французских и иных) отношений. Вопрос только в том, кто и когда будет готов к такой перезагрузке в Западной Европе, наполняющейся беспамятством, растерянностью и страхом.