Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Согласно докладу НАТО, опубликованному 26 декабря, самолеты Boeing E-3 Sentry дальнего радиолокационного обнаружения целей будут направлены из Германии в Турцию с мирной миссией. Руководство альянса и официальный представитель МИД ФРГ Мартин Шефер утверждают, что задачи Boeing E-3 не выйдут за рамки защиты локального воздушного пространства страны, то есть самолеты AWACS в Турции не предназначены для разведки противовоздушной обороны и других военных объектов на сирийской территории. Так ли это?
Мирная миссия
Решением бундестага от 4 декабря миссия Германии на Ближнем Востоке и без поддержки AWACS выглядит внушительно. Она включает шесть разведывательных самолетов Tornado, фрегат сопровождения французского авианосца "Шарль де Голль", топливозаправщики самолетов. Наносить воздушные удары в Сирии Германия не планирует, однако у альянса могут быть другие планы и другие цели.
Авиационная система раннего предупреждения и управления AWACS (Airborne Warning and Control System) предназначена для работы в боевых условиях, способна обнаруживать (классифицировать) цели на дальности до 650 км. Подчеркну особенность AWACS — обнаружение и управление оружием в автоматическом режиме.
Так ли миролюбивы намерения? AWACS входит в состав автоматизированных систем управления ВВС, имеет впечатляющую производительность: обнаруживает до 1500 целей, отображает до 1000 целей, сопровождает от 100 до 300 целей. И одновременно может навести на эти цели 45 истребителей (30 — в автоматическом режиме и 15 — голосом оператора). Система видит истребитель на дальности 400 км, как и морскую цель (эсминец), а низколетящую крылатую ракету обнаруживает на расстоянии 245 км. При этом скорости воздушных целей могут достигать 3960 км в час.
Летая по кругу в турецком воздушном пространстве, один Boeing E-3 Sentry может контролировать воздушную и надводную обстановку на Ближнем Востоке, в Средиземном и Черном морях, на юге России. Для мирной миссии эти возможности явно чрезмерны. Кстати, системой AWACS располагают и ВВС дружественной альянсу Саудовской Аравии. Налицо концентрация боевого потенциала НАТО на Ближнем Востоке.
Между тем, Россия три месяца выполняет свои международные обязательства по борьбе с ИГ (деятельность этой организации запрещена на территории России). Лишь после инцидента с турецкими ВВС в Сирию для усиления группировки Воздушно-космических сил были направлены российские зенитные ракетные комплексы С-400. И теперь в НАТО очень основательно изучают архитектуру, алгоритмы, боевые возможности российской ПВО. Вероятно, полученная информация окажется тем ценнее, что сирийский образец даст понимание возможностей ПВО РФ в целом.
Главком ВКС РФ Виктор Бондарев считает, что зенитный ракетный комплекс С-400 навел порядок в воздушном пространстве Сирийской Арабской Республики (САР), то есть сирийское небо полностью закрыто для полетов турецких ВВС. Проверять это в северных областях САР опытным путем никто не спешит (ранее курдское ополчение несло потери от турецких воздушных ударов). Радиоэлектронные методы проверки наиболее приемлемы и безопасны. А для чего альянсу секреты наших оборонительных систем, если не для борьбы с ними?
И еще, основная проблема РЛС — надежное обнаружение низколетящих целей на фоне земной или водной поверхности в сложной помеховой обстановке. Возможно, альянс попытается отработать перехват крылатых ракет "Калибр" (в случае новых ударов по объектам ИГ).
Признание успеха
Перед отправкой самолетов и военнослужащих в Турцию Министерство обороны ФРГ подчеркнуло разведывательный, а не боевой характер миссии. А где проходит граница между разведкой и боем? Мирные миссии НАТО не раз завершались боевыми действиями. Сегодня в выполнении подобных задач задействовано около 140 тыс. военнослужащих альянса, которые действуют в Афганистане, Косово, Ливии, на Средиземном море, у берегов Африканского Рога, в Ираке и в Сомали.
Никто не ответил, для чего конкретно на турецком аэродроме Конья окажутся немецкие экипажи и военнослужащие других стран-участниц НАТО, всего 1200 человек. На Турцию никто не нападает, группировка ИГ флотом и авиацией не располагает, и можно предположить, что немалые силы в регионе и весь потенциал альянса направлены против действующей в сирийском небе российской группировки ВКС.
Пусть неохотно, Вашингтон признал успех российской операции в Сирии. Официальные представители США и американские военные аналитики отметили, что российская операция успешна от начала и до настоящего времени. И, кроме того, позволяет России тестировать в боевых условиях новое вооружение.
На протяжении всей операции ВКС России за действиями нашей авиации всеми средствами следила разведка НАТО. Партнеры изучают новые виды российского оружия в полевых условиях. Никто не знает, насколько эффективны новейшие системы РЭБ или ЗРК С-400 против той же системы AWACS. Главное, чтобы разведка не зашла слишком далеко.
Осознание возможных опасных последствий не вызывает внятного протеста политических элит ЕС. Недовольство решением НАТО выразили только депутаты бундестага, которые считают, что правительство ФРГ должно было проконсультироваться с ними до принятия решения о переброске в Турцию разведывательных самолетов и военнослужащих. Однако бундестаг ничего не может реально противопоставить воле Вашингтона.
Турецких камикадзе не бывает
В среде специалистов есть мнение, что российский Су-24М поджидали в засаде не только турецкие истребители. Кроме двух F-16, в операции участвовали несколько комплексов разведки и целеуказания. Известно, что 24 ноября самолет ВВС США Boeing E-3 Sentry AWACS взлетел с авиабазы Превеза в Греции.
Второй Е-3А ВВС Саудовской Аравии взлетел с авиабазы Riyadh. Вероятно, они выполняли общую задачу, определяли маршруты и точные координаты самолетов ВКС России, выбирали подходящую цель. Турция не располагает собственными возможностями для такой работы.
Самолеты AWACS передавали точную информацию паре патрульных F-16CJ, и турецкие пилоты знали, что российский Су-24М возвращался с задания на базу, его прицельно-навигационный комплекс работал в режиме навигации, экипаж не готовился к активным действиям. Знали эшелон, скорость, состояние оружия.
Атаку истребителей F-16CJ могли обеспечивать также наземные многофункциональные РЛС AN/MPQ-53 комплексов ПВО Patriot США, размещенные в Турции. Весь комплекс средств радиоэлектронной разведки и целеуказания определил сектор атаки относительно местности. Траектория полета F-16CJ говорит о высокоточном выходе на цель по методу триангуляции (два самолета AWACS и РЛС ЗРК Patriot). Пара F-16CJ с расстояния около 5 км нанесла удар ракетой "воздух-воздух" в заднюю полусферу российского бомбардировщика Су-24М, который не имеет средств защиты от ракеты AIM-9X с матричной инфракрасной головкой самонаведения, нечувствительной к тепловым ловушкам. Помогли бы только наши истребители сопровождения, однако их поблизости не было. Никто не ждал удара в спину от союзников.
28 декабря президент РФ Владимир Путин подписал указ о специальных экономических мерах против Турции, в дополнение к ранее объявленным. В этот же день Пентагон официально отказался делиться с Россией информацией о целях ИГ до изменения стратегии Москвы в отношении сирийского президента Башара Асада. Эта реакция, как и недавняя переброска оружия и боеприпасов ВВС США с авиабазы Al Udeid в Катаре на авиабазу Incirlik в Турции, свидетельствует о смещении приоритетов альянса в зоне сирийского конфликта. НАТО расширяется и на Ближний Восток, где отдельные страны сдают суверенитет без боя.