Связь и управление — основной элемент современной войны, без которого невозможно применение войск по сетецентрическому принципу. В России разработкой и производством средств связи, автоматизированных систем управления (АСУ), радиоэлектронной борьбы и роботизированных комплексов для Вооруженных сил и других специальных формирований занимается созданная в 2014 году Объединенная приборостроительная корпорация (ОПК, входит в Ростех). Она объединяет ведущие научные и производственные структуры радиоэлектронной промышленности страны. Об итогах работы за год, последних разработках в сфере связи, систем управления, работах по созданию новых беспилотных летательных аппаратов и техники для космоса и Арктики в интервью корреспонденту РИА Новости Александру Неваре генеральный директор ОПК Александр Якунин.
— Александр Сергеевич, с какими результатами заканчивает 2015 год Объединенная приборостроительная корпорация?
— Год был непростой. Ситуация в мире и негативные факторы в экономике не могут не влиять на нашу работу. Тем не менее год мы завершаем с оптимистичным прогнозом по выручке — более 100 миллиардов рублей. Общий портфель заказов превышает 250 миллиардов рублей. В 2015 году корпорация вела порядка 2 тысяч работ, в том числе свыше 700 опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ. За короткий срок мы увеличили объемы производства на 20%. И планируем сохранить темпы роста. Объемы производства в 2016 прогнозируются на уровне 115-120 миллиардов рублей.
— Корпорация создавалась, чтобы перевести российскую армию на цифровые технологии связи и управления войсками. Есть ли успехи?
— Задача поставлена государством, и мы ее решаем. К 2020 году доля цифровой техники в армии составит не менее 70%. Мы уже ведем поставки в войска новых средств связи пятого поколения — для сухопутных войск, ВКС и ВМФ. Это не просто передатчики с антенной, как раньше. Это сложные комплексы для интеграции боевых единиц в системы управления войсками. Они способны передавать голос, видео, данные разведки и навигации. Умеют работать в условиях радиоэлектронного противодействия противника.
— О каких новинках идет речь?
— Мы начали поставлять в войска комплексы цифровой тактической радиосвязи Р-169 и П-380К производства нашего концерна "Созвездие". Они служат для построения единых цифровых сетей на уровне батальона, полка, дивизии. С их помощью можно будет в полевых условиях организовывать видеоконференции вплоть до уровня Национального центра управления обороной (НЦУО). Кроме того, в этом году пошли в войска радиостанции Р-168 комплекса "Акведук". Это большая линейка средств связи — возимых, носимых, транспортных и портативных. Ими оснащается личный состав, различная техника, включая новые образцы вооружений — танк "Армата", БМП и БТР "Курганец-25", БТР "Бумеранг", бронеавтомобиль "Тайфун-К".
Создана линейка новых командно-штабных машин — Р-149МА1, Р-149МА3, Р-149МГ1, Р-149МГ2. Их задача — организация связи и управления во время боевых действий на уровне "батальон-бригада". Эти машины эффективно работают в условиях электронного противодействия противника. Они передают информацию, в том числе видео, сразу по нескольким каналам связи. Ведут круговое наблюдение за полем боя и могут создавать сети связи даже в отрыве от главных сил.
— Это тактический уровень, техника для поля боя. Стратегическую связь тоже делаете?
— И стратегическую, и оперативную тоже. Мы завершили разработку и начинаем в следующем году поставки в армию комплекса связи "Антей". Это полевые и стационарные радиоцентры для высших звеньев управления вооруженных сил. Они призваны заменить морально устаревшие комплексы "Поиск", которые выпускались до 80-х годов и до сих пор стоят на вооружении нашей армии. В новой разработке автоматизированы процессы передачи данных, телефонной и телеграфной информации. "Антей" может работать в сложной помеховой обстановке на расстоянии до 4 тысяч километров. В нем реализованы новшества, значительно облегчающие поиск оптимальных частот радиопередачи. Что важно, он может работать автономно, без вспомогательных машин связи, в отличие от старой техники.
Кроме того, в 2016 году мы начнем поставлять для Минобороны мобильные командные пункты оперативно-стратегического уровня. Это новые машины, которые будут служить для управления войсками в полевых условиях. Они связаны в единую систему с региональными центрами управления в военных округах, а также территориальными центрами управления в объединениях и соединениях вооруженных сил.
Сейчас мы заканчиваем оснащение шести командных пунктов ВКС России. Эти пункты расположены в разных регионах страны. Они входят в состав автоматизированной системы воздушно-наземной связи для управления дальней авиацией. Аналогичная система создается для фронтовой авиации — она будет сдана в 2017 году. Эти системы базируются на всех возможных каналах связи, включая спутниковые. В их состав входят наземные комплексы воздушной связи (НКВС). Это мобильные приемо-передающие центры. Они могут быть развернуты в нужном месте в течение нескольких часов. Системы такого уровня позволяют сократить время передачи команд с самого высокого уровня до экипажей летательных аппаратов с нескольких минут до 20 секунд и менее.
— Участвует ли корпорация в создании новых систем ПВО и ПРО?
— Практически вся боевая техника, стоящая на вооружении российской армии — от танков до самолетов, оснащается нашими системами. Если говорить о ПВО, то для новых комплексов С-400, С-500 и "Витязь" разрабатываются системы "Туф-МА" и "Туф-М2". В этой аппаратуре применяются современные сигнальные конструкции и методы цифровой обработки сигналов. В ней используются фазированные антенные решетки с цифровым диаграммообразованием, высокоскоростная перестройка частоты для ухода от радиоэлектронной разведки противника и помех.
— Расскажите, пожалуйста, о разработках в области техники связи шестого поколения.
— Многие наши разработки уже на стыке пятого-шестого поколений. В течение года-полутора мы готовы полностью перейти на технологии шестого поколения. В первую очередь это технологии программно-определяемого радио (SDR-технологии), когда качество связи обеспечивается за счет программного обеспечения, а не "начинки" аппаратуры. Именно ПО позволит на новом уроне реализовать такие характеристики связи, как многорежимность, многодиапазонность, скрытность от радиоэлектронной разведки противника. Кроме того, аппаратура связи шестого поколения способна к самотестированию и самовосстановлению связи.
Для сухопутных войск уже созданы первые прототипы таких радиостанций. Если говорить о конкретных поставках, то в 2016 году ВМФ России получит первые перспективные комплексы связи для модернизации существующих кораблей. В 2018 году начнутся поставки комплексов связи шестого поколения для перспективных подводных и надводных кораблей ВМФ, которые сейчас находятся в разработке. Примерно к этому времени будет готов и новый комплекс шестого поколения для ВКС, в частности для перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА). Благодаря новой аппаратуре, самолет сможет работать в невидимых режимах и оставаться незаметным для РЛС противника.
За счет высокой степени автоматизации и "умного" софта такая техника исключает возможности ошибок операторов. Она мощнее, работает дальше, обеспечивает более скоростную и защищенную связь. У нее неограниченные возможности для модернизации без вмешательства в конструкцию, только за счет улучшения программного обеспечения.
— Корпорация создает технику связи не только для армии, но и органов госуправления, предприятий оборонки. Насколько она востребована?
— Это специальная защищенная техника для стратегически важных отраслей. Ее разработкой занимается наш питерский НИИ "Масштаб" и ряд партнерских компаний. После истории со Сноуденом и других шпионских скандалов пришло осознание, что использование зарубежных решений в критически важных сферах может быть опасным. В оборонной отрасли особенно. Поэтому спрос растет на наши IP-АТС, маршрутизаторы, коммутаторы, другую технику. В этом году мы вели поставки для Минобороны, других госведомств, предприятий госкорпорации "Ростех". Буквально на днях нашу аппаратуру закончил тестировать один из крупнейших авиационных холдингов "Вертолеты России". Результаты отличные. Характеристики связи получены не хуже, чем у импортных аналогов. При этом в нашей аппаратуре связи гарантированно отсутствуют закладки и возможности негласного съема данных — это подтверждено сертификатами Минобороны.
— Наряду со связью ваш холдинг отвечает за автоматизацию управления вооруженных сил. Над чем конкретно сейчас работает корпорация?
— Среди наиболее заметных разработок ОПК в этой области — система управления войсками "Акация-М", АСУ ракетных войск стратегического назначения, АСУ ВКС, АСУ тактического звена, АСУ ВДВ, система мониторинга и анализа информации "Регистон", ГАС ГОЗ, система ресурсного обеспечения "Алушта" и другие. Систем много, их несколько сотен, сейчас они модернизируются. Это фундамент, на котором будет строиться перспективная АСУ вооруженных сил — единая система управления войсками нового типа.
В 2015 году мы начали научно-исследовательскую работу "Волга-2015" в интересах Минобороны РФ. Наша задача — определить идеологию этой системы. Она должна объединить все рода и виды войск в единое информационное пространство. Это позволит повысить оперативность и согласованность действий армии. Работу возглавляет наш НИИ автоматической аппаратуры имени Семенихина. Его руководитель Григорий Элькин указом президента назначен генеральным конструктором по АСУ и связи ВС РФ.
— Чем современные системы управления отличаются от предшествующих?
— У них совершенно другие возможности, другая техническая основа — новая вычислительная техника, современные телекомтехнологии, выше скорость доведения информации, команд на поражение целей и т.д. В них используется интеллектуальное ПО, которое помогает принимать решения командирам.
Например, такую интеллектуальную систему мы разработали в интересах погранслужбы. Она охватывает всех должностных лиц, участвующих в охране госграницы, от патрулей до командных пунктов. Система обеспечивает комплексный сбор информации о наземной, морской и воздушной обстановке. Она сама находит лучшие варианты оснащения участка государственной границы техническими средствами охраны. Выполняет задачи планирования охраны территории, мониторинга, прогнозирования и оценки оперативной обстановки. А также выдает рекомендации и оценку возможных рисков.
Система базируется на российском ПО, то есть гарантирует защиту информационных ресурсов от постороннего вторжения. Эта техника с успехом прошла испытания на участках российско-казахстанской границы, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Северной Осетии и Ингушетии.
— Подобные системы могут быть развернуты в Арктической зоне?
— ОПК разработала концепцию построения единого информационного пространства (ЕИП) в Арктике. Это комплекс мер по развитию инфраструктуры связи, различных видов мониторинга. С их помощью Россия сможет контролировать перемещения морских, воздушных и космических объектов в этом регионе, отслеживать деятельность иностранных государств в воздухе, на воде и под водой, на околоземной орбите. Это интеллектуальная система, которая сможет давать необходимые рекомендации и автоматически управлять различными средствами контроля. В случае необходимости она в состоянии обеспечить целеуказание и передачу данных наведения на различные средства поражения.
— Это пока только в планах или уже есть реальные проекты?
— Уже делаются конкретные шаги. В частности, мы уже создали необходимую основу для системы освещения радиоэлектронной обстановки и радиотехнической разведки в Арктике. В этих целях могут быть задействованы средства мониторинга на разных носителях — кораблях, подводных лодках, БЛА, аэростатах, самолетах, космических аппаратах. Мы сможем достоверно определять типы проходящих судов (военные или гражданские), наличие на бортах этих судов вооружений, радиоэлектронных устройств слежения и т.д.
Кроме того, реализуется большой проект в интересах объединенного стратегического командования Северного флота (ОСК СФ). В его рамках в 2016 году начнется объединение системы спутниковой связи "Родник" с береговыми средствами связи для управления самолетами, кораблями и подводными лодками в Арктической зоне. Мы готовим также проект автоматизированной системы управления системой связи (АСУ СС) ОСК СФ для Арктической группировки войск РФ. В его рамках всех ведомственные и корпоративные системы связи и управления в Арктическом регионе будут объединены в единое информационное поле.
— Недавно вы заявили о строительстве в России сети мощных центров обработки данных. По сути, каждый такой центр — это мозг войсковых информационных систем. Насколько они защищены?
— Это хорошо защищенные, катастрофоустойчивые объекты, как на уровне самих сооружений, так и на уровне техники, программного обеспечения. Таких центров построено уже семь в разных частях России. В них применяются программные решения нашего ЦНИИ экономики, информатики и систем управления, в том числе отечественная операционная система "Заря". Доверенное ПО гарантирует высокий уровень защиты от негласного съема данных и кибератак, в том числе от так называемых атак нулевого дня.
— Корпорация создает системы космического базирования. Однако подробной официальной информации об этом почти нет. Можете ли вы рассказать об этом?
— Мы ведем много проектов, связанных с космосом. Например, наш концерн "Вега" разработал радиолокатор космического базирования "Стриж" для малого космического аппарата "Кондор-Э". Он обеспечивает съемку земной поверхности в детальном режиме с разрешением один-два метра при любой видимости, в любую погоду. Параболическая антенна радиолокатора имеет диаметр шесть метров. Она поворотная и может вести съемку сразу по двум полосам обзора, каждая шириной 500 км.
Первые два отечественных спутника "Кондор-Э" уже выведены на орбиту. Они решают задачи дистанционного зондирования Земли, передают на наземные пункты детализированную информацию высокого качества. В ближайшем будущем корпорация планирует поставить еще два радиолокатора в составе спутника иностранным заказчикам.
— В 2015 году корпорация открыла в Ярославской области первый цех по производству нового беспилотного летательного аппарата (БЛА) "Корсар". Какие следующие шаги в этой сфере?
— К настоящему времени изготовлено уже пять опытных образцов БЛА малой дальности "Корсар". Для этого самолета также полностью готов наземный пункт управления на автомобильном шасси, который сможет сопровождать до четырех БЛА одновременно. Все составные части комплекса успешно прошли предварительные испытания и готовы к выходу на летно-конструкторские испытания. Госиспытания комплекса "Корсар" запланированы на лето 2016 года.
Напомню, что основное назначение это беспилотника — разведка в радиусе 100-200 км, кроме того, в перспективе он сможет выполнять ударные функции и нести на борту модули РЭБ.
Корпорация занимается также разработкой мультикоптеров. В частности, созданы перспективные типы коптеров — секторальный разведчик, наблюдатель-корректировщик, ударный и грузовой коптеры. Более того, уже создана технология, интегрирующая коптеры различного вида в единую информационную сеть для параллельного решения задач на поле боя. Например, одному БЛА задается функция обеспечения связи в группе, другому — радиоэлектронная разведка, выдача указаний ударному коптеру и наземным средствам поражения. Кроме того, разработан интеллектуальный модуль для БЛА такого типа, способный создавать ложные цели, имитировать движение эскадрильи самолетов и даже запуск ракет, чтобы сбить противника с толку.
Кроме того, мы работаем над созданием единых стандартов разработки и производства беспилотников. Ведь сейчас здесь нет единых подходов, разными производителями — а их десятки, если не сотни — используются самые разные комплектующие, оборудование, в том числе импортное, подчас сомнительного качества. Поэтому по заказу Минпромторга России мы сейчас ведем научно-исследовательскую работу под названием "Вдохновение". В ее рамках разрабатывается набор стандартов в области создания БЛА для отечественных производителей такой техники.
— В 2015 году вы объявили о начале создания кластера в Тамбове со специализацией в области связи и РЭБ. Каковы дальнейшие планы?
— К началу 2017 года на базе четырех наших предприятий в Тамбове будет сформирован полноценный кластер, основной специализацией которого станет техника связи и РЭБ. В 2015 году на его создание уже пошли первые инвестиции — порядка 400 миллионов рублей, в 2016 году планируется вложить в его развитие 1,3 миллиарда рублей.
В 2016 году мы приступим к созданию кластера в Санкт-Петербурге, в состав которого войдут восемь предприятий. Основная его специализация — производство аппаратуры для ВМФ, береговых станций связи, в том числе связи с глубоководной техникой, систем радиоэлектронной разведки и мониторинга, АСУ связи и телекоммуникационных технологий. В его развитие будет вложено более 3,5 миллиарда рублей. В результате номенклатура выпускаемой продукции увеличится в 1,5 раза, а количество производимых изделий — в два раза.
Такая модель будет внедряться повсеместно. Она подразумевает организацию работы предприятий в рамках одного региона по принципу единого конвейера. За каждой производственной структурой в этом конвейере закрепляются свои компетенции, которые усиливаются за счет точечных инвестиций. В результате мы не распыляемся на техперевооружение всех предприятий по полному кругу. Исключаем дублирование производств и уходим от внутренней конкуренции между предприятиями корпорации.