МОСКВА, 22 дек – РИА Новости. Анализ артефактов и культурных памятников империи индейцев майя показал, что сочетание религии и политики обостряло и вызывало конфликты уже во времена античности, когда вера в сверхъестественное, как считали ученые, всегда укрепляла общество, а не разрушала его, говорится в статье, опубликованной в журнале Current Anthropology.
"Не важно, что сегодня мы не придерживаемся верований древних индейцев Мезоамерики – в прошлом люди действовали, опираясь на свои религиозные взгляды, и эти действия имели реальные последствия в материальном мире. Нам действительно стоит усвоить опыт того времени и учитывать то, какую роль религия может играть в политических процессах", — заявила Сара Барбер (Sarah Barber) из университета центральной Флориды в Орландо (США).
Барбер и ее коллега Артур Джойс (Arthur Joyce) из университета Колорадо в Боулдере (США) проводили раскопки на территории штата Оахака в Мексике, где расположены развалины целого ряда городов-государств, существовавших на территории будущих империй индейцев майя и ацтеков в I и II тысячелетии до нашей эры.
Эти индейские "полисы", как рассказывают ученые, постоянно враждовали собой, что мешало их объединению в единое государство, централизации экономики и усилению торговли, а также приводило к множеству жертв (в том числе и в результате жертвоприношений) и социальных потрясений.
По словам антропологов, их коллеги традиционно рассматривали местные религии в качестве объединяющего фактора – они, как считали исследователи, помогали объединять разрозненные общества городов-государств и следовать одной и той же культуре. Барбер и Джойс решили проверить, так ли это было на самом деле, сравнив памятники культуры – барельефы, украшения, элементы архитектуры – в ряде враждовавших, а затем объединившихся городов в Оахаке и в долине реки Риа-Верде.
Главным инструментом такого религиозного объединения, как считали ученые, были традиции погребения усопших, которые, по их мнению, помогали объединить сообщества этих городов. Раскопки, проведенные Барбер и Джойсом, показали, что это было не так – на самом деле, если верить археологическим памятникам, распространение общих религиозных обычаев привело к масштабному конфликту между жреческой верхушкой и региональными властями.
Это привело, судя по резким изменениям в манере погребения и характере изготовления артефактов, к волне появления и разрушения государственных и религиозных структур. К примеру, жители региона Риа-Верде воздвигали монументальные храмы, которые становились полностью заброшенными меньше чем через 100 лет после их постройки. Аналогичная судьба ожидала десятки деревень и городов, построенных в этот период.
С другой стороны в Оахаке ситуация развивалась иначе – здесь появление жречества и его конфликт с местечковыми вождями сыграло относительно положительную роль, став толчком к созданию централизованного государства и образованию региональной империи, стабилизировавшей общества городов-государств.
Все это, как считают Барбер и Джойс, говорит о том, что религия не была необходимым фактором в объединении разрозненных городов в империи Майя и других государствах Мезоамерики в частности, и во всем древнем мире в целом. Подобный вывод, по мнению авторов статьи, говорит о том, что взаимодействию религии и политики следует уделять пристальное внимание и сегодня, учитывая появление ИГ (террористической организации, запрещенной в России) и множество религиозных конфликтов на Ближнем Востоке.