МОСКВА, 21 дек — РИА Новости. Главным событием года в космической сфере стало слияние Войск воздушно-космической обороны с Военно-воздушными силами. В России появился новый вид войск — Воздушно-космические силы.
Уходящий год также запомнился целой серией ЧП с российскими космическими аппаратами: в апреле был потерян грузовой корабль "Прогресс М-27М", который должен был доставить топливо и продукты на МКС, в мае произошла авария с ракетой-носителем "Протон-М", в декабре неудачей закончился запуск аварийного военного спутника "Канопус-СТ".
Рождение Воздушно-космических сил
Важнейшим событием 2015 года для войск воздушно-космической обороны стало их слияние с Военно-воздушными силами. Таким образом, в России с 1 августа начал функционировать новый вид войск – Воздушно-космические силы, главнокомандующим которых был назначен ранее занимавший пост главкома ВВС генерал-полковник Виктор Бондарев. В свою очередь, командовавший войсками ВКО генерал-лейтенант Александр Головко стал его заместителем.
По мнению высшего военного руководства страны, создание ВКС позволило сосредоточить в одних руках всю ответственность за формирование военно-технической политики по развитию войск, решающих задачи в воздушно-космической сфере. Также благодаря более тесной интеграции, повышена эффективность их применения и обеспечено поступательное развитие системы воздушно-космической обороны страны.
Формирование Единой космической системы
Помимо этого, в 2015 году должен был быть развернут первый этап Единой космической системы, которая позволит России обнаруживать пуски существующих и перспективных баллистических ракет.
По словам командующего ВКО Александра Головко, в настоящее время предприятиями отечественного ОПК готовятся опытные образцы новых космических аппаратов, а также разрабатывается и монтируется аппаратура наземных комплексов управления.
Он также отметил, что именно в этом году должен был быть запущен первый спутник космического эшелона ЕКС. Поскольку информация о названии и предназначении космических аппаратов, запускаемых с военного космодрома Плесецк, является секретной, на сегодняшний день не имеется достоверной информации о том, действительно ли был запущен первый спутник обновленной системы предупреждения о ракетном нападении, или запуск был сдвинут "вправо".
Кроме того, в 2015 году в Арктике началось строительство новейшей РЛС аналогичного класса, которая в будущем дополнит станции, дислоцированные в Печоре и Оленегорске.
Усиление таджикского "окна"
Помимо создания новых систем и объектов в интересах ВКО, в 2015 году совершенствовалась и существующая техника. Так, возможности комплекса "Окно" системы контроля космического пространства, расположенной в Таджикистане на высоте 2,2 километра над уровнем моря в горах Санглок, были существенно увеличены за счет ввода в работу еще четырех станций. Их общее число увеличилось до десяти.
В ходе модернизации установлена современная телевизионная аппаратура обнаружения и вычислительные средства, созданные на основе отечественной элементной базы.
Диапазон высот, на которых комплекс "Окно" способен обнаруживать и сопровождать космические объекты, составляет от 50 до 120 тысяч километров. В течение астрономической ночи комплекс может сопровождать до 500 космических объектов и выдавать до 50 тысяч измерений. "Окно" обнаруживает космические объекты ночью по отражаемому ими солнечному свету. При этом фиксируются как уже известные, так и вновь обнаруженные объекты. Всего в каталоге комплекса девять тысяч известных космических объектов.
Антирекорд — шесть аварий за год
Межведомственная комиссия заявила 29 мая, что авария с ракетой-носителем "Протон-М" при пуске 16 мая связана с отказом рулевого двигателя третьей ступени. Отказ двигателя произошел из-за повышенных вибраций, связанных с повышенными тепловыми нагрузками. Проблема имеет конструктивный характер и вызвана ротором турбонасосного агрегата. Вообще, 16 мая стало "черным" днем для ракеты-носителя "Протон-М" разработки Центра имени Хруничева. В этот день в 2014 году с Байконура стартовала такая же ракета-носитель с российским спутником связи "Экспресс-АМ4R". Пуск был признан аварийным. Причиной той аварии стало нарушение работы рулевого двигателя третьей ступени из-за разрушения подшипника турбонасосного агрегата.
Двигатели "Прогресса" не запустились вовремя
Пристыкованный к МКС космический грузовик "Прогресс М-26М" 16 мая должен был увеличить высоту полета станции почти на три километра. Двигатели транспортного корабля должны были быть запущены в 4.14 мск, предполагалось, что они проработают около 15 минут.
Но в расчетное время двигатели "Прогресса" не запустились. О том, что двигатели "Прогресса" не запущены в назначенное время, российский ЦУП проинформировали американские коллеги из Хьюстона. Коррекция орбиты не состоялась. Причиной нештатной ситуации стал сбой в системе управления. Позже было принято решение о повторной попытке коррекции МКС, которая состоялась 18 мая.
Первая в истории авария грузовика "Прогресс"
Модернизированная ракета-носитель "Союз-2.1а" с грузовым кораблем "Прогресс М-27М" была запущена с Байконура 28 апреля. Отделение корабля от третьей ступени носителя прошло нештатно, космический грузовик оказался на нерасчетной орбите в режиме сильной закрутки. Стыковку корабля с МКС пришлось отменить. Попытки взять "Прогресс М-27М" под контроль ни к чему не привели: он начал неуправляемое схождение с орбиты, и сгорел вместе со всеми грузами для экипажа МКС, войдя в плотные слои атмосферы Земли 8 мая.
Госкомиссия по расследованию аварийного запуска ракеты "Союз-2.1а" с грузовым кораблем "Прогресс М-27М" выяснила, что "причина повреждений корабля, полученных в результате нештатного разделения третьей ступени ракеты-носителя и транспортного грузового корабля — конструктивная особенность совместного использования корабля и ракеты, связанная с частотно-динамическими характеристиками связки корабля и третьей ступени ракеты".
Утрачен египетский спутник, построенный в РФ
Египетский спутник дистанционного зондирования Земли EgyptSat-2, созданный по заказу египетской стороны ракетно-космической корпорацией "Энергия", был запущен с космодрома Байконур 16 апреля прошлого года. Стоимость контракта составила порядка 40 миллионов долларов. В январе этого года управление спутником было передано в руки египетским специалистам. Позднее стало известно, что в мае спутник перестал функционировать: его бортовой компьютер вышел из строя, команды с Земли перестали проходить, Реанимировать космический аппарат не удалось, после чего он был признан утраченным.
Вышел из строя израильский спутник, созданный в РФ
Израильская компания Spacecom, эксплуатирующая спутниковую группировку, сообщила 23 ноября о внезапном выходе из строя телекоммуникационного аппарата российского производства Amos-5. Спутник был создан компанией "Информационные спутниковые системы" (ИСС) имени Решетнёва в Красноярском крае. Оборудование для космического аппарата предоставила франко-итальянская Thales Alenia Space.
Спутник перестал функционировать 21 ноября. Он перестал отвечать на команды, но продолжает оставаться на околоземной орбите.
Amos — серия спутников связи, эксплуатируемых частной компанией Spacecom. В настоящее время компания эксплуатирует спутники Amos-1 (срок службы которого уже истек), Amos-2 (его ресурс заканчивается в 2016 году), Amos-3 (должен функционировать до 2026 года) и Amos-5 (должен был функционировать до 2026 года). Спутник Amos-6 создается концерном Israeli Aerospace Industries для замены спутника Amos-2, его запуск планируется в 2015 году с помощью американской ракеты-носителя Falcon 9.
Российский военный спутник сгорел в атмосфере
Аварийный военный спутник "Канопус-СТ", не отделившийся 5 декабря от нового разгонного блока "Волга", закончил свое существование, сгорев 8 декабря в атмосфере Земли, сообщил РИА Новости осведомленный источник в космической отрасли.
Согласно открытым данным американской Системы контроля космического пространства, связка из военного космического аппарата и разгонного блока вошла в плотные слои атмосферы в 08.43 мск в точке 35 градусов южной широты и 1 градус западной долготы. Скорее всего, до поверхности Земли могли долететь только мелкие тугоплавкие фрагменты.
Ранее решение о своде с орбиты и затоплении аварийного военного спутника дистанционного зондирования Земли "Канопус-СТ" было реализовано 6 декабря путем придания разгонному блоку "Волга" тормозного импульса.
Минобороны РФ так и не сообщило об аварии и затоплении своего космического аппарата.