Рейтинг@Mail.ru
Новый подход к переговорам с ЕС: мы его долго ждали - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новый подход к переговорам с ЕС: мы его долго ждали

Читать ria.ru в
Перед переговорами ЕС-Россия-Украина российский президент подписал Указ о приостановлении с 1 января 2016 года действия договора о зоне свободной торговли в отношении Украины. Это сильный политический ход, считает Михаил Демурин.

Михаил Демурин, для МИА "Россия сегодня"

Сегодня большой день. Все следят за пресс-конференцией президента России Владимира Путина, и, наверняка будет, о чём написать. Но хочу успеть обратить внимание на весьма и весьма важный, с моей точки зрения, внешнеполитический ход, сделанный на днях руководством нашей страны одновременно на украинском и европейском направлениях.

Как стало известно в среду вечером, на 21 декабря в Брюсселе намечены переговоры в трехстороннем формате ЕС-Россия-Украина (на который, напомню, Европейский союз не сразу согласился) по вопросу о соглашении об ассоциации и зоне свободной торговли между Украиной и ЕС и последствиях введения в действие экономической части этого документа для российско-украинских торгово-экономических отношений. Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер видит в этих переговорах "последний шанс найти взаимоприемлемое решение проблемы".

14 декабря, видимо, имея в виду и перспективу таких переговоров, президент Путин подписал указ о приостановлении с 1 января 2016 года действия договора о зоне свободной торговли в отношении Украины. На 22 декабря в Госдуме намечено рассмотрение законопроекта о приостановке действия этого договора.

Это сильный политический ход и, главное, свидетельство принципиально нового, правильного подхода к переговорам с европейцами в условиях, когда твоя позиция игнорируется.

Пленарное заседание Госдумы РФ. Архивное фото
Путин внес в ГД проект приостановки действия договора о ЗСТ с Украиной
Его очень не хватало в 2003 — 2004 годах, когда велись переговоры с Евросоюзом и Прибалтикой по поводу последствий для интересов России предстоящего принятия в ЕС новых членов, в частности Латвии, Литвы и Эстонии. Российские представители, конечно, сделали всё, что положено. Они вручили и тем, и другим подробный перечень наших, как говорят дипломаты, "озабоченностей", долго их проговаривали в разных форматах, настаивали на их учёте. Но толку от этого было мало.

Нельзя сказать, что ЕС от нас отмахнулся. Было даже принято Совместное заявление о расширении ЕС и отношениях Россия-ЕС. Сравните, однако, его текст с перечнем самих озабоченностей, и вы увидите, насколько они были учтены. Более того, многое из согласованного осталось на бумаге.

Вот показательный пример. В Заявлении стороны приветствовали членство в ЕС как "твердую гарантию защиты прав человека и лиц, относящихся к меньшинствам". Мы не смогли настоять даже на том, чтобы в эту формулировку было включено важное для нас и наших соотечественников в Прибалтике понятие "национальные меньшинства". И это уже было предвестием того, что ничего в подходе латвийских, литовских и эстонских властей к русским общинам в лучшую сторону не изменится. На деле же стало только хуже: их дискриминация была продолжена и усилена, а ЕС как не собирался, так и не собирается с этим ничего делать. России, во всяком случае, пока, изменить эту реальность оказалось не по плечу.

Почему так произошло не только по этой, но, как я уже сказал, по ряду других проблем? Потому что за нашей переговорной позицией не стояло сильного торгово-экономического рычага. Вернее, рычаг был — тот же транзит, та же торговля, — но не было готовности его применить. Причём применять надо было упредительно, в конце 1990-х, в защиту интересов соотечественников.

А разговорами о заинтересованности в "общих пространствах", о стратегическом сотрудничестве, о безвизовом режиме и прочем подобном уважать себя не заставишь.

Сегодня мы видим, что и этот урок, как и многие другие уроки попыток установить равноправные и взаимовыгодные отношения с ЕС по принципу "Россия возвращается в цивилизованный мир", усвоен.

Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер сейчас настаивает на нахождении решения "при существующих ограничениях". Он, конечно, имеет в виду ограничения, накладываемые на всю эту ситуацию правилами Евросоюза. А президент России упредительно парирует этот напор Евросоюза уже подписанным указом. И чётко определяет в создавшихся исключительных обстоятельствах наши ограничения: политические интересы и экономическую безопасность России.

Возможно, этот сюжет найдёт своё отражение в сегодняшнем общении Владимира Путина с прессой. В любом случае есть повод внимательно проследить за его развитием 21 декабря.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала