Павел Гайков, для МИА "Россия сегодня"
В российском прокате стартовал новый фильм студии Тимура Бекмамбетова "Он — дракон" — незамысловатое по содержанию, но очень красивое фэнтези, визуальный ряд которого оценили даже самые придирчивые критики. И главное — фильм подтверждает тенденцию: российские студии смогли наладить производство компьютерной графики мирового уровня.
"Ночной дозор", "Турецкий гамбит", "Адмирал", "Чёрная молния", "Обитаемый остров", "Август. Восьмого", "Метро", "Сталинград", "Призрак" — к этим фильмам можно относиться по-разному, но качество визуальных эффектов (или VFX — от англ. visual effects) в них отмечают даже мировые профессионалы.
"Когда мы выпустили видео о создании визуальных эффектов в фильме "Сталинград", нам прислали письма с выражениями "респектов" практически со всех мировых VFX-студий. Мы попали в сотню лучших мировых анимационных студий по версии популярного в профессиональных кругах сайта Animationcareerreview.com. Другой международный ресурс Movies.com включил наш шоурил (презентационный видеоролик) в топ-10 вместе с "Великим Гэтсби", "Тором" и "Железным человеком". Но больше всего наши коллеги удивлялись, когда узнавали бюджет проделанной работы — нигде на Западе добиться такого результата за такие скромные деньги невозможно в принципе", — рассказывает генеральный директор VFX-студии Main Road Post Арман Яхин.
В прошлом году представители студии помогали Сергею Бодрову в работе над голливудским фэнтези "Седьмой сын". Другим значимым заокеанским проектом Main Road Post был экшен "Особо опасен" с Анджелиной Джоли и Джеймсом МакЭвоем. Режиссёр Тимур Бекмамбетов тогда смог привлечь к участию в проекте практически всех значимых VFX-специалистов, работавших в России.
В том числе — сотрудников Александра Горохова, основателя крупнейшей на сегодня российской VFX-студии CGF. Среди работ этой команды значатся другие голливудские проекты Тимура Бекмамбетова: "Президент Линкольн: Охотник на вампиров", созданный в партнёрстве с Тимом Бёртоном мультфильм "Девять", а также отечественные "Ёлки", "Чёрная молния" и "Шпион". Эта же студия занималась и созданием визуальных эффектов к фильму "Он — дракон". Специально ради этого проекта к команде CGF присоединился "наш человек" в Голливуде — VFX-супервайзер Сергей Невшупов, работавший на легендарной студии Питера Джексона Weta Digital над флагманскими для мировой индустрии проектами — "Аватар", "Кинг-Конг", "Властелин колец". Это он помогал создавать самых современных виртуальных персонажей в кино, включая Голлума и летающих икранов из "Аватара".
"На мой взгляд, в России студии ориентируются на художника как самостоятельную боевую единицу, которая способна сделать работу любой сложности — от начала и до конца, — рассказывает Сергей Невшупов. — Но на больших проектах это не работает: во-первых, потому что человек неспособен в одиночку сделать тысячу кадров с компьютерной графикой, но главное, что весь процесс не может зависеть от одного художника. Мы организовали конвейер, в котором значительное количество узких специалистов заняты на определенных участках работы — создали департаменты, между которыми происходит обмен данными под руководством VFX-продюсера".
В "Он — дракон" с помощью компьютерной графики сделано 90% кадров. Продюсеры CGF впервые в российском кино применили технологию создания цифровых дублёров актёров посредством фотограмметрии: Мария Поезжаева и Матвей Лыков прошли "сканирование" на уникальной круговой установке из 80 фотоаппаратов. Цифровые дублёры смогли "доиграть" то, что невозможно на съемочной площадке, и эту технологию студия планирует активно внедрять дальше. Сейчас специалисты CGF работают над космической драмой "Время первых", используя цифровых дублёров Константина Хабенского и Евгения Миронова.
Все российские VFX-студии заинтересованы в выходе на мировые рынки — это и новые деньги, и новые возможности. В этом году основатель Argunov Studio Никита Аргунов, за плечами которого, "Монгол" и "Вычислитель", объявил об открытии европейского представительства своей компании на Мальте:
"Мальта — одна и крупнейших мировых съемочных площадок, и концентрация полезных контактов здесь очень высока, — объясняет выбор места Аргунов. — Все местные производственные мощности уже расписаны на год вперёд, и все они задействованы на больших голливудских проектах. При этом на острове вообще нет компаний, занимающихся визуальными эффектами, так что мы решили попробовать — почему бы нет? С другой стороны, офис на Мальте поможет и нам найти профессионалов мирового уровня, которых мы сможем привлекать к работе над российскими проектами — у нас количество таких специалистов очень ограничено, топовых не наберётся и сотни, к тому же по-прежнему многие уезжают работать на Запад".
Свою студию в Москве Аргунов открыл в мае прошлого года для работы над фантастическим экшеном "Вычислитель", одну из ролей в котором исполнил в прошлом британский футболист, а теперь популярный актёр Винни Джонс. Затем был американский проект братьев Сарика и Гевонда Андреасянов "Ограбление по-американски" с Эдрианом Броуди в главной роли. Первого января увидит свет новая работа Аргунова для братьев Андреасянов — фантастический экшен-триллер "Мафия", который обещает удивить зрителя качеством визуальных эффектов. Фильм выйдет на многих мировых рынках, в том числе одном из самых закрытых и прибыльных — в Китае.
Еще одна область, где успешно применяют свои силы российские специалисты по визуальным эффектам — компьютерные игры. Эта индустрия по объёмам уже обошла кино — как в России, так и в мире. Свой первый синематик (видеозаставку) для игры Time shift американского разработчика Saber Interactive российская студия Main Road post создала в уже далеком 2007 году. Чтобы оценить эволюцию технологий, достаточно сравнить его с видео к игре Escape from Tarkov для базирующейся в Санкт-Петербурге российской компании Battlestate Games.
"Кино и игровая индустрии, как мне кажется, движутся к одной точке, — рассуждает Арман Яхин. — Игры стали тем, чем всегда мечтало быть кино. В своё время были идеи, что кино станет интерактивным, так вот сегодня игры стали интерактивным кино: герой погружается внутрь художественного пространства, чтобы пережить впечатляющий опыт, и при этом в нём прописаны отличные сценарии, которые воплощают профессиональные режиссёры".
Компьютерная графика перестала быть уникальным элементом кино. Высокое качество визуальных эффектов уже не является ни гарантом привлекательности для зрителя, ни залогом высоких сборов, но ни один большой проект теперь не обходится без VFX. И сегодня именно VFX позволяет говорить о российской киноиндустрии как о полноценном участнике международного рынка.