16 декабря 1970 года в Гааге (Нидерланды) на Международной конференции по воздушному праву принята Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаагская конвенция).
Гаагская конвенция стала первым международным актом, который установил уголовную ответственность в международном воздушном праве.
Статьей 1 Конвенции установлено, что любое лицо на борту воздушного судна, находящегося в полете, которое: a) незаконно, путем насилия или угрозы применением насилия, или путем любой другой формы запугивания, захватывает это воздушное судно или осуществляет над ним контроль, либо пытается совершить любое такое действие; b) является соучастником лица, которое совершает или пытается совершить любое такое действие, совершает преступление.
Государства-участники обязуются принимать в отношении лиц, совершивших такие преступления, суровые меры наказания.
Конвенция предусматривает правила, при которых государства-участники могут устанавливать свою юрисдикцию над таким преступлением и любыми другими актами насилия в отношении пассажиров или экипажа, совершенными предполагаемым преступником. Процессуальные меры, которые могут принимать государства (заключение под стражу, предварительное расследование фактов, обеспечение контакта задержанного лица с представителем государства его гражданства, уведомление государства регистрации и другие государств о факте и причинах задержания и другие), во многом аналогичны соответствующим нормам Токийской конвенции 1963 (Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов).
Статья 7 Конвенции предусматривает, что государство — ее участник, на территории которого оказался предполагаемый преступник, в случае, если оно не выдает такого преступника другому государству, обязано без каких-либо исключений и независимо от того, на какой территории совершено преступление, передать дело своим компетентным органам для уголовного преследования. Эти органы принимают решение по делу в соответствии с законом своего государства.
Конвенция устанавливает неотвратимость выдачи преступника или его наказания, когда любое из действий, упомянутых в статье 1, совершено или близко к совершению, государства принимают все надлежащие меры для восстановления или сохранения контроля законного командира над воздушным судном. Пассажирам и экипажу должно быть оказано содействие в скорейшем продолжении следования к месту назначения, а воздушное судно и груз должны быть возвращены законным владельцам.
Гаагская конвенция применяется только в том случае, если место взлета или фактической посадки воздушного судна находится вне пределов государства его регистрации (в противном случае применяется национальное законодательство).
Квалификация акта "незаконный захват" в качестве преступления, согласно положениям конвенции, ограничена периодом нахождения воздушного судна в полете (то есть с момента закрытия всех внешних дверей воздушного судна после погрузки до момента открытия любой из таких дверей для выгрузки). В случае вынужденной посадки считается, что полет происходит до тех пор, пока компетентные власти не примут на себя ответственность за воздушное судно и за лиц и имущество, находящихся на борту.
Конвенция ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 4 августа 1971 года со следующей оговоркой, сделанной при подписании: "Правительство Союза Советских Социалистических Республик не считает себя связанным положениями пункта 1 статьи 12, предусматривающего, что споры о толковании или применении Конвенции передаются в арбитраж или в Международный Суд по требованию одной из сторон в споре".
14 октября 1971 года, после ратификации ее 10 государствами, в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Конвенция вступила в силу.
В настоящее время Гаагскую конвенцию ратифицировали 185 государств.
10 сентября 2010 года в Пекине был принят Протокол, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов. Документ расширил перечень незаконных актов в отношении воздушных судов, которые признаются преступлениями (статья 1 Конвенции). К лицам, признанным совершившими преступления, добавились лица, которые пытаются совершить преступление против воздушного судна, находящегося в эксплуатации, с помощью любых технических средств. Пункт 3 статьи 1 добавил к этому перечню лиц, которые организуют других людей или являются сообщниками в совершении преступления, а также помогают другому лицу избежать расследования, преследования и наказания за преступление. Государства-участники обязуются также признавать преступными сговор для совершения подобных преступлений и содействие совершению преступления (не в качестве непосредственного соучастника).
Протокол вступит в силу после даты сдачи на хранение депозитарию 22-го документа о ратификации, принятии, утверждении или присоединении.
По состоянию на 31 декабря 2014 года, протокол подписали 32 государства, а ратифицировали или присоединились 10 государств.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников