МОСКВА, 14 дек — РИА Новости. Поражение "Национального фронта" Марин Ле Пен во втором туре региональных выборов во Франции закономерно, однако ее успех в первом туре отражает настоящие настроения французского общества, заявила РИА "Новости" профессор кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО (У) МИД России Евгения Обчикина.
По итогам второго тура региональных выборов, прошедших во Франции в воскресенье, крайне правая партия "Национальный фронт" под руководством Марин Ле Пен не смогла одержать победу ни в одном из 13 регионов французской метрополии. В семи регионах одержала верх правоцентристская партия "Республиканцы" Николя Саркози, еще в пяти победила правящая Социалистическая партия.
В первом туре выборов 6 декабря "Национальный фронт" показал исторические для себя результаты – в целом по стране партия набрала наибольшее число голосов (27,7%), а ее кандидаты стали первыми в 6 регионах.
Результат второго тура региональных выборов во Франции закономерен – "традиционные" партии смогли мобилизовать электорат и объединиться, чтобы остановить крайне правых, считает Обчикина.
В первую очередь, удалось мобилизовать "республиканский" электорат – "я имею в виду тех, кто разделяет именно республиканские ценности, такие как свобода, равенство, братство, права человека и так далее, как основу французского общества", отметила Обичкина. Как правило, эти избиратели уделяют региональным выборам достаточно небольшое внимание, "тем более что прошла региональная реформа, они не совсем поняли, что это укрупнение регионов дает рядовым гражданам", объяснила эксперт.
Кроме того, социалисты призвали свой электорат – чтобы не дать пройти "Национальному фронту" – голосовать за тех правоцентристских кандидатов, которые были "проходными", "очень умная избирательная тактика", считает Обичкина.
Полагать, что "Национальный фронт" сможет одержать победу в каком-либо из регионов, было "самообманом" даже после сенсационных результатов первого тура голосования, считает Обичкина. В частности, по ее мнению, успеху "Нацфронта" препятствует сама избирательная система страны.
"Национальному фронту" просто трудно победить в силу французского избирательного законодательства. Это мажоритарная система, а с "Национальным фронтом" не хотят блокироваться. Во втором туре начинаются комбинации, слияния списков, и если многочисленные партии левого спектра и несколько крупных политических сил правоцентристского спектра между собой легко вступают в такие комбинации, то с "Национальным фронтом" никто не вступает в подобные комбинации. В этом его проблема", — объяснила Обичкина.
"Второй тур всегда является туром, который его ("Нацфронт" – ред.) исключает. Поэтому у него такое низкое представительство в Национальном собрании, совершенно непропорциональное проценту отданных голосов", — добавила эксперт.
Предположить, что победа "Национального фронта" во втором туре региональных выборов возможна, можно было бы только в случае чрезвычайных событий – таких, как серия терактов по всей Франции, "которые просто морально изменят климат во Франции", уверена Обичкина.
В то же время успех Марин Ле Пен в первом туре отражает действительные настроения французского общества, считает Обчикина.
"В принципе, о настроениях французского общества, конечно, в большей степени свидетельствуют результаты первого тура, чем результаты второго. Потому что второй тур – это уже тактика, а первый тур – это эмоции и это настроения французских избирателей", — уверена эксперт.
Первый тур преподнес Франции "тревожный урок", говорит эксперт: по сравнению с прошедшими пять лет назад предыдущими региональными выборами "Национальный фронт" смог втрое увеличить свой электорат. "В среднем, 9% было у "Национального фронта" на прошлых выборах, а здесь 30%, это очень серьезно", — объяснила она.
До этих выборов "Национальный фронт" не был главной оппозиционной политической силой страны, а сегодня ему удалось собрать в ряды своих сторонников всех недовольных, добавляет Обичкина – начиная от тех, кто придерживается расистских и ксенофобских взглядов, и заканчивая теми, кто разделяет антиамериканские настроения, и противников "объединенной Европы".
При этом, несмотря на незначительное представительство в парламенте, "Национальный фронт" оказывает "серьезное давление" на политику в стране, подчеркнула Обичкина.
"Влияние "Национального фронта" на политику уже давно происходит, с середины 1990-х годов. Правоцентристы – та партия, которая сегодня называется "Республиканцы", то есть партия Николя Саркози – они уже очень давно брали на вооружение главные мотивы голосования за "Национальный фронт", те общественные проблемы, на которые "Национальный фронт" и его избиратели резко реагируют, и пытались какими-то законодательными мерами снизить груз этих проблем, в частности проблемы миграции, интеграции мигрантов", — объясняет эксперт.
Результатом стали более жесткие законы в области миграции и предоставления гражданства, считает Обичкина. "Сегодня Франция не является тем, чем она являлась в 1980-е годы. Это была раньше самая гостеприимная страна в отношении мигрантов, поэтому туда так устремлялись люди, а сегодня это страна, в которой труднее всего получить гражданство, вид на жительство, особенно выходцам из арабских и африканских стран. Это очень серьезно изменилось", — объясняет она.
Однако, в конечном итоге, результаты второго тура свидетельствуют о том, что французы по-прежнему верны своим ценностям, уверена Обчикина. "Можно говорить о том, что Франция сохраняет приверженность своим идеям, по-прежнему республиканские идеи являются базой, основой общественного консенсуса", — считает эксперт.